В понедельник вечером состоялся телефонный разговор президентов США и России. Как говорится в сообщении пресс-службы президента РФ, "при обмене мнениями о ситуации в связи с иракским кризисом, с российской стороны был сделан акцент на гуманитарных последствиях военных действий. В.В. Путин, подтвердив ранее заявленную позицию по иракскому урегулированию, подчеркнул необходимость предотвращения гуманитарной катастрофы в регионе. Главы государств обсудили также ряд актуальных вопросов двусторонних отношений".
Среди этих актуальных вопросов оказались "озабоченности американской стороны по поводу поставок российскими компаниями в Ирак изделий военного назначения, включая запрещенное оборудование", о чем заявил на брифинге пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер. По его словам, два президента "подтвердили свою поддержку российско-американскому партнерству и согласились продолжать это партнерство, несмотря на разногласия, которые у них есть по Ираку".
Разговор состоялся по инициативе Буша, который, как сообщает "Ассошиэйтед пресс", "снял телефонную трубку, чтобы упрекнуть своего российского коллегу в продаже оружия Ираку". Это же агентство называет состоявшийся разговор "напряженным". (В понедельник Буш провел, кроме того, телефонные переговоры с британским и испанским премьерами - также о ситуации в Персидском заливе.)
Как сообщил агентству РИА "Новости" пресс-секретарь Путина Алексей Громов, президент РФ назвал бездоказательными сообщения госдепартамента США о якобы имевшихся военных поставках. Путин заявил Бушу, что речь идет об утверждениях, "способных нанести ущерб отношениям между двумя странами". "Более того, - отметил Громов, - американской стороне были адресованы встречные вопросы по аналогичным проблемам, ответы по которым до настоящего времени не получены".
Кремль вновь подтвердил, что со всей серьезностью относится к соблюдению санкционных режимов ООН и нормам международного права, принимает все меры к их безусловному соблюдению.
Между тем американцы не готовы принять словесные гарантии Москвы о том, что никакого сотрудничества с Ираком в обход санкций ООН не осуществляется. Как передает Рейтер со ссылкой на анонимный источник, США предали гласности свои обвинения в адрес Москвы, после того как получили доказательства, что в Багдаде действуют российские специалисты, помогающие иракцам использовать средства радиоэлекторонной борьбы против англо-американской коалиции. Российские предприятия обвиняются также в поставках приборов ночного видения и противотанковых ракет.
Как заявил в понедельник госсекретарь Колин Пауэлл, Вашингтон "уже многие месяцы контактирует с Россией по данной проблеме. В последние 48 часов мы получили еще больше информации, вызывающей у нас беспокойство".
Сегодня многие сомневаются, что истинные американские "озабоченности" касаются военных поставок, которые то ли были, то ли не были. Чем в действительности вызвано новое обострение в российско-американских отношениях и чем для Москвы может обернуться история с военным оборудованием? На этот вопрос отвечают эксперты "НГ".
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП)
Это проявление раздражения со стороны американцев, которые рассчитывали на более послушную Россию. Но еще большее раздражение у американцев вызывает то, что они начинают проваливаться везде, по всем направлениям, в том числе, видимо, и потому, что операция идет не так, как они задумали. И США оказывают на всех давление, чтобы попытаться обеспечить себе лучший политический фон. Пока же он ухудшается.
Да, вся эта пикировка может привнести похолодание в российско-американские отношения. И тут уже ситуация в какой-то мере выходит из-под контроля. Хотя, насколько мне известно, российское правительство никакого похолодания не хочет. Напротив, осуждая нынешние действия США, наше руководство хочет в конечном счете помочь американцам так закончить этот конфликт, чтобы они могли спасти свое лицо. Хотя уже сейчас очевидно, что в информационном плане США конфликт уже проиграли, а в политическом - проигрывают. Даже военная победа может им не помочь.
Александр Рар, директор по программам России и стран СНГ, Германский совет по внешней политике, Берлин
Если уж Буш идет на то, что делает Путину такой звонок, это означает, что дело серьезное. По некоторой информации, Америка уже полгода давила по своим каналам на российскую власть, требуя предотвратить определенные продажи российскими частными фирмами оружия Ираку.
То, что Буш сейчас предает дело огласке, может означать, что американцы сильно занервничали, поскольку больших успехов в продвижении вперед у них нет. Война затягивается. И действительно, как говорит российская сторона, Вашингтон может искать сейчас "козла отпущения". Он найдет его сегодня в России, завтра - в Германии, послезавтра - во Франции.
Но, с другой стороны, нельзя исключить, что российское руководство не в курсе того, что происходит. Путин сам понимает, что необходимо все проверить. Ведь он не контролирует частные фирмы на 100%, тем более в такой сложной сфере, как торговля оружием.
Жорж Ле Гельт, директор по научной работе, Институт международных и стратегических отношений (IRIS), Париж
Полагаю, что американцы озлоблены на все страны, которые помешали им провести вторую резолюцию по Ираку в СБ ООН. Нападки американского президента и американской прессы на некоторые российские, китайские и французские предприятия, таким образом, явление характерное. Конечно, на мой взгляд, это не оправдывает поведение тех фирм, которые действительно продавали запрещенное оборудование в Ирак.
Характерно и то, что обвинения были сделаны через прессу, а не через дипломатические каналы. Это вызвано необходимостью показать американскому народу, что на эти три страны (Россию, Францию и Китай) нельзя полагаться. Думаю, что этот кризис все-таки временный. США сталкиваются с протестом во всем мире. Вашингтон осознает, что игра "США против остального мира" не может продолжаться. Тем более если США окажутся в трудном положении в Ираке, да и во всем Ближневосточном регионе.
В любом случае США не заинтересованы в том, чтобы раздувать разногласия с Москвой. В долгосрочной перспективе общие интересы между Россией и США, между Францией и США возьмут верх.
Глеб Павловский, руководитель Фонда эффективной политики
Это обострение носит локальный характер. За пределами этого отдельного вопроса никакого обострения отношений и даже принципиального их изменения нет.
Последствия локального обострения между Россией и США могут быть только в одном случае: если будет принята идеология одностороннего изменения мирового порядка. На данном этапе это разновидность военной пропаганды. Если она по окончании военной операции уйдет в прошлое, то обострение исчезнет. Если же Буш будет и дальше настаивать на своем праве перепланировать глобус, перепланировать карту мира, то, конечно, эта проблема может усугубиться.
Алексей Арбатов, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне
Все дело в том, что операция идет не так, как замышлялось американцами. В военном отношении - пока трудно сказать, а вот в политическом отношении это уже очевидно. Упорное противодействие американцам в СБ ООН, оказанное Россией и Францией, лишило военную операцию легитимности, а значит, и широкой международной поддержки. Кстати, это обстоятельство - и на это как-то не обратили внимание СМИ - является одной из причин столь ожесточенного сопротивления иракцев. Они ведь прекрасно знают об ограниченной степени международной поддержки агрессии, и это добавляет им сил и решимости. Если бы был единый международный фронт, как в 1991 году, все было бы иначе. Нарастающие трудности вызывают у американцев раздражение и недовольство. Вот они и начали искать, на ком бы его выместить...