Публичное заявление генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона о намерении оставить свой пост в конце текущего года явилось неожиданностью для многих столиц альянса. В большинстве из них исходили из того, что он останется в Брюсселе еще хотя бы до 2005 года. Пообщавшись в минувший вторник с британским премьером Тони Блэром, его бывший министр обороны все-таки решил иначе.
56-летний шотландец обосновывает свой выбор, с одной стороны, тяготами должности. С другой - успешным, по его словам, выполнением миссии, которую он видел в политическом и военном приспособлении НАТО к вызовам ХХI века, налаживании сотрудничества с Россией, взаимодействии с ЕС, осуществлении внутренних реформ союза.
Дипломаты в НАТО говорят, что не следует искать каких-то особых причин в "досрочном" уходе Робертсона. Дескать, генсек вообще имеет полное право уйти этой осенью, ан нет, согласился поработать аж до конца года. Однако не все предшественники Робертсона ограничивались лишь четырехлетним сроком. Например, Вернер работал с 1988 по 1994 год. Источник "НГ" в штаб-квартире НАТО заявил, что скорее всего у лорда возникли политические амбиции, которые он и намерен реализовать на родине.
Между тем обращает на себя внимание момент заявления Робертсона о предстоящем уходе. Он приходится на пик нового кризиса трансатлантических отношений, вызываемого "разночтениями" по поводу Ирака. Франция при поддержке Германии готова применить в СБ ООН вето против американской интервенции в Ираке. В ответ на это шеф Пентагона Дональд Рамсфелд пренебрежительно говорит, что мнение таких союзников по НАТО, как Франция и Германия, не имеет значения для Вашингтона.
В любом случае объявленный уход нынешнего генсека для главной державы альянса не подарок. За время своей деятельности Робертсон приобрел в Брюсселе стойкое негласное прозвище "генерального секретаря американцев". Он не только активно проводил политическую линию США, но даже согласовывал заранее ход заседаний Совета НАТО с американским представителем Николасом Бернсом, вызывая приглушенный гнев дипломатов остальных 18 стран. Как писала вчера "Франкфуртер рундшау", в европейских столицах "с растущими сомнениями реагировали на представления Робертсона в области безопасности, которые все больше ориентировались на США и все меньше на пожелания НАТО в целом". Это касалось и навязывания пражского решения о создании коллективных сил быстрого реагирования НАТО, хотя такой же корпус создается в рамках ЕС.
Не исключено, что, учтя ситуацию, опытный Робертсон не захотел вновь оказаться между жерновов союзнических противоречий. Генсек альянса, заблаговременно оповещая о своей отставке, сразу утрачивает влияние и авторитет, становится "хромой уткой".
В столицах НАТО уже пошла "торговля" кандидатурами потенциальных преемников. В числе фаворитов некоторые наблюдатели обозначили президента Польши Александра Квасьневского. Дескать, он мог бы рассчитывать на поддержку США и "украсить" альянс в качестве первого генсека из числа новобранцев. Однако его президентские полномочия истекают только в 2005 году, а досрочно он не намерен оставлять свой пост. Считается, что благожелательность Вашингтона была бы обеспечена и нынешнему норвежскому министру обороны Кристин Крон Девольд. Она известна дружбой с шефом Пентагона. Но главная привлекательность сей кандидатуры усматривается в том, что женщина на посту генсека тоже выглядела бы как "обновление НАТО".
В общем, что касается конкретных персон, ясности пока нет. Что же касается стран, то тут можно очертить круг. Руководитель НАТО - традиционно европеец. Но им не может быть француз, поскольку Париж не входит в военную структуру НАТО. Наш собеседник в Брюсселе тут же "вычеркнул" страны-новобранцы ("рановато еще"), Исландию и Люксембург ("слишком малы"), а также Великобританию, Испанию и Бельгию - как последних поставщиков генсеков.