Приезд министра иностранных дел Норвегии Яна Петерсена с рабочим визитом в Москву связан с завершением подготовки официального визита президента Владимира Путина в Осло, который намечен на ноябрь. Норвежский гость вместе со своим коллегой Игорем Ивановым завершает полномасштабные консультации по вопросам двустороннего и регионального сотрудничества.
Визит Петерсена был бы обычной дипломатической рутиной, если бы стороны не подошли столь близко к урегулированию территориального спора между нашими странами. Он длится уже свыше 30 лет по вопросу делимитации экономической зоны и разграничения континентального шельфа в Баренцевом море. Эти морские акватории, богатые нефтяными и рыбными ресурсами в северных бурных широтах, охватывают 155 тыс. кв. км. Предполагаемый договор должен закрепить разделительную линию протяженностью 1700 км и может открыть путь для инвестиций в этот привлекательный район.
К визиту российского президента в Осло дипломаты подготовили значительные документы. Возможно заключение даже нового договора о сотрудничестве и добрососедстве взамен Договора 1992 г. В сфере приоритетного для норвежцев экологического сотрудничества вероятно заключение межгосударственного соглашения о ядерной и радиационной безопасности. В торгово-экономической сфере Москва и Осло могут расширить правовую базу. Крупнейшие норвежские компании "Статойл" и "Ношк Гидро" и их российские партнеры могут, видимо, приурочить заключение отдельных контрактов в области освоения нефтегазовых ресурсов шельфа российских северных акваторий. Однако все это вместе взятое может перевесить другое. Норвежцы с надеждой ждут разрешения территориальной проблемы.
Руководство СССР отрицало подход норвежцев, базирующийся на разграничении спорного участка на основе срединной линии. Советские геополитики и военные не без оснований опасались усиления разведывательной деятельности НАТО под видом хозяйственного освоения шельфа неподалеку от Мурманска - главной базы Северного флота ВМС СССР. В свою очередь, власти в Осло отвергали предложения Москвы о совместном управлении и эксплуатации так называемой серой зоны, которая получилась в результате наложения норвежской экономической зоны и советского арктического сектора.
Если по вопросам эксплуатации рыбных ресурсов в "серой зоне" стороны худо-бедно договаривались с 1977 г. на основе ежегодных квот вылова рыбы, то по вопросу шельфа по настоянию Осло пошли по пути четкого разграничения пограничного участка. Благодаря взаимным уступкам к середине 90-х гг. дискуссия шла примерно о 15% (около 26 тыс. кв. км) спорной территории шельфа. На сегодняшний день этот участок "усох" еще вдвое. После того как Россия и Азербайджан поделили морское дно Каспийского моря по срединной линии, для норвежцев поистине забрезжил свет в конце туннеля.
Тупик по территориальной проблеме отравляет не только атмосферу российско-норвежских отношений, но и блокирует взаимовыгодные нефтегазовые контракты в этих акваториях. Хотя сейчас не самый лучший момент для дипломатии Кремля по делимитации Баренцева моря, поскольку не утихает скандал в связи с расследованием в Совете Федерации до сих пор не ратифицированного соглашения Бейкер-Шеварднадзе о разграничении Берингова моря. Однако информирование широкой публики и общественная поддержка могли бы укрепить позицию Кремля в ее переговорах с Осло.
Большой резонанс в Норвегии вызвал летний рейд в район архипелага Шпицберген противолодочного корабля "Северодвинск". Российские рыбаки просят защиты, считая, что их пытаются вытеснить из рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена. Москва не признает объявленный Осло суверенитет над этой богатой биоресурсами зоной, что уже не раз приводило к задержанию наших траулеров. В Осло опасаются увязки российской дипломатией разграничения "серой зоны" Баренцева моря и проблемы экономической зоны вокруг Шпицбергена.
Борьба за ресурсы обостряется. А на континентальном арктическом шельфе России находятся примерно 3/4 запасов гидрокарбонатов. Вопросы морского права тесно увязаны с проблемой освоения российского нефтегазового шельфа, где так необходимы передовые западные технологии, относящиеся к разряду гидрокосмоса. О компетентности норвежцев в этой сфере говорит успешное освоение ими шельфа Северного моря. В марте с.г. норвежский парламент принял решение о разработке крупнейшего месторождения газа "Сневит" (под боком Мурманска), что уже вызвало экономический бум в заполярном г. Хаммерфесте.
Россия и Норвегия, как крупнейшие производители нефти и газа в мире и не члены ОПЕК, должны координировать свою ресурсную политику, теснее сотрудничать как посредники и стабилизаторы на мировых рынках нефти и газа. Помимо освоения шельфа северных российских морей норвежцы могут принять участие в гигантском проекте прокладки 1,5 тыс. км нефтепровода с Тимано-Печорского месторождения к глубоководному терминалу в районе Мурманска. Это позволит с 2005 г. выйти российской нефти на рынки Северной Америки и обеспечить 10% потребностей США в этом виде сырья.
Если визит Путина в Осло завершится позитивным сдвигом в отношениях с ближайшим северным соседом, Москва вправе рассчитывать на большее политическое влияние в субрегионе и получение перспективных экономических результатов в арктических морях.