Сегодня министр обороны России Сергей Иванов посетит дислоцирующуюся в городе Карталы Челябинской области ракетную дивизию, на вооружении которой стоят тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) Р-36М.
Этот визит министра отнюдь не случаен. Напомним, что после июньского заявления американского руководства о выходе из Договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 г. российские официальные лица, называя это решение "ошибкой", неоднократно подчеркивали, что никаких мер в ответ принято не будет. Но, судя по всему, это оказалось далеко не так.
И первым на минувшей неделе решил публично озвучить позицию военного руководства командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов, который сделал несколько достаточно сенсационных заявлений о новых ракетных приоритетах России. Заявления свидетельствуют о том, что Москва нашла решения, которые следует однозначно классифицировать как ответные шаги на выход американцев из Договора по ПРО.
Генерал отметил, что Москва скорректировала свои позиции, касающиеся путей развития ракетных войск на период до 2010-2015 гг. Как пояснил Николай Соловцов: "Сегодня Ракетные войска реформируются в соответствии с указом президента России, в этом году ряд планов по реформированию изменены. В Ракетных войсках сохранены группировка тяжелых ракет и одна дивизия боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)".
По словам командующего, "учитывая возможность продления сроков эксплуатации тяжелых ракет за счет перекомпоновки самих ракет и их боевого оснащения, появилась возможность сохранить в составе Ракетных войск так называемые ракеты "Сатана" (Р-36М различной модификации. - прим. авт.) в двух соединениях. Прорабатывается вопрос еще по одной ракетной дивизии, вооруженной этим же комплексом. Конечно, это будет не бесплатно и потребует соответствующих затрат".
Далее он отметил, что "для сохранения группировки тяжелых ракет будут выделены средства и в государственной программе вооружений и изысканы дополнительные средства, в том числе, может быть, искусственно уменьшив группировку "Тополей", за счет выпускаемых и поставленных на боевое дежурство".
Между тем по российско-американскому соглашению о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) Россия должна была уничтожить ракеты тяжелого класса Р-36М и Р-36М2. Теперь Москва определилась с тем, что до 2015 г. две из трех имеющихся дивизий останутся на боевом дежурстве в составе Ракетных войск.
Кроме того, ранее планировалось сократить и все ракетные дивизии - костромскую, красноярскую и пермскую, - оснащенные БЖРК, превратив их в базы хранения. Теперь будет оставлена на боевом дежурстве костромская дивизия, оснащенная железнодорожным комплексом РТ-23УТТХ.
Следовательно, с высокой долей вероятности можно утверждать, что подписанный в мае этого года российско-американский Договор о стратегических наступательных потенциалах "развязал" руки Москве в определении приоритетов развития своей стратегической ядерной триады, чем она и воспользовалась. То, чего больше всего боялись американцы и на чем они упорней всего настаивали в ходе переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений - ликвидация соединений тяжелых ракет, - в обозримой перспективе не состоится.
По вопросу возможности складирования ядерных боезарядов командующий РВСН отметил, что "каждое государство имеет право решать эти вопросы самостоятельно". По его мнению, необходимо понимать, "для чего это делается, ведь принципы и подходы как у нас, так и у американцев аналогичные". Сегодня, по словам Соловцова, "Россия эксплуатирует ракеты 25-26 лет при гарантийном сроке эксплуатации 10 лет, но имеется возможность, и, кстати, это и делается, определенную часть боезапаса хранить. У нас тяжелые ракеты хранятся для того, чтобы осуществлять космические запуски. А просто так хранить, не зная для чего, - в этом большой целесообразности нет".
Он пояснил, что ядерным боезарядам при хранении требуется тот же температурно-влажностный режим и контроль параметров, что и находящимся на боевом дежурстве. Поэтому то, что "явно по параметрам надежности уже не подходит к использованию, очевидно, хранить просто не имеет смысла".