Даже после событий 11 сентября в Кремле не были до конца уверены в том, что первый визит в США Владимира Путина все-таки состоится. Все изменилось буквально за последние полтора месяца. Телеобращение Путина почти к американскому народу, иноязычная речь российского президента в бундестаге и брюссельские договоренности, во-первых, расширили тематику российско-американского общения, а во-вторых, изменили саму структуру взаимоотношений двух стран. Последовавшие затем многочисленные визиты чиновников разных уровней, а также представителей бизнеса обоих государств только этому способствовали.
В результате в Вашингтоне, Техасе и Нью-Йорке Владимир Путин будет обсуждать такое количество "актуальных проблем двусторонних отношений", что отведенных четырех неполных дней может оказаться и недостаточно. Это и стратегическая стабильность, и ПРО, и СНВ, контроль над вооружением и проблемы нераспространения ядерного оружия, антитеррор и роль ООН, ситуация в Афганистане и постконфликтное обустройство страны, Ближний Восток и Ирак, безопасность в Европе, а также "чисто российские проблемы": Грузия и Нагорный Карабах.
Но в планах визита не только военная тематика. Делегации обсудят и экономический блок вопросов: вступление России в ВТО и присвоение ей статуса страны с рыночной экономикой, антидемпинговые разбирательства, возможность пересмотра рейтингов нашей страны, сотрудничество в энергетике и аэрокосмической отрасли.
Накануне визита источники в российской делегации еще раз повторили, что президент будет верен собственной установке: "Я в торги не вступаю". Любые инициативы американцев, способные улучшить отношения, приветствуются, но не воспринимаются как плата за участие России в антитеррористической коалиции.
Тем не менее любые переговоры - это отчасти торг. И все зависит от того, как между собой будут увязаны все те вопросы, которые будут обсуждать в США. Для России, например, принципиальной является отмена поправки Джексона-Вэника. На практике она уже давно не действует, но мешает присоединиться России к ВТО и сильно отдает временами холодной войны. Не исключено, что на переговорах этот вопрос может быть увязан с военно-техническим сотрудничеством Москвы и Тегерана или же свободой слова в нашей стране. Впрочем, после 11 сентября "образец демократии" не особо располагает моральным правом поднимать этот вопрос.
Разговоры о ПРО-СНВ - также из разряда торгов. В свое время еще Борис Ельцин предложил Биллу Клинтону сократить количество боеголовок до 1500, что выгодно России с экономической и военной точек зрения. Тогда об этом решили на время позабыть. А сейчас в США авторство идеи приписывается нынешней американской администрации. На самом же деле Москва просто ждет ответа на свое предложение двухлетней давности. И 1500 - это идеальное представление о том, чем должна владеть ядерная держава, цифры в итоге могут варьировать от 1700 до 2200. Возможно, взамен России предложат дать добро на американские испытания по программе НПРО (это было одним из главных предвыборных обещаний Буша) без выхода США из договора 1972 г. Впрочем, среди американской политэлиты нет единого мнения, как поступить с ПРО. Одни предлагают не связывать себя какими-то ни было юридическими договоренностями. Другие считают, что договор по ПРО надо сохранить, имея виды на возможность его модификации в будущем. И не исключено, что решение по вопросам ПРО станет своего рода импровизацией двух президентов.
Вообще Путин и Буш довольно много времени посвятят друг другу. Помимо официальных переговоров в Белом доме, которые пройдут сегодня утром, завтра президенты будут общаться один на один почти четыре часа уже на ранчо Буша "Прэри-Чэпл". На беседы отведена и первая половина четверга. За все это время Путин лишь "отвлечется" от Буша на конгресс США, выступления перед общественностью Вашингтона и деловой элитой Хьюстона, а также на посещение места трагедии в Нью-Йорке.
Вашингтон