Большинство погибших во время теракта в Тель-Авиве - выходцы из республик бывшего СССР.
Фото Михаила Фалькова (Новости он-лайн)
ВЗРЫВ около дискотеки в Тель-Авиве в пятницу ночью вряд ли оставил кого-нибудь равнодушным. Намеренное убийство, особенно убийство детей, не может заслужить никакой другой реакции, кроме как осуждения. Ни одна страна, включая Палестину (то есть Арафата), не замедлила четко высказаться по этому поводу.
Теракты происходят каждый раз, когда появляется хоть какая-то надежда на стабилизацию ситуации, не говоря уже о возобновлении переговоров. Так было после встречи в Кэмп-Дэвиде прошлым летом, в Шарм-эш-Шейхе в октябре и так далее.
Спорить о том, начнется ли в регионе крупномасштабная война, бесполезно. Война там уже давно идет, и окончится она не скоро. Теракты будут продолжаться до тех пор, пока в самой автономии не прекратится борьба за власть и влияние, кто-то один подомнет под себя остальные силы. И именно он будет вести диалог с Израилем. Другое дело - понравится ли израильтянам их новый собеседник (впрочем, им может остаться и Арафат). Как ни парадоксально это звучит, Израиль сейчас был бы рад начать диалог с любым, пусть даже самым жестоким террористом, который гарантировал бы, что ситуация в автономии находится под его контролем. Так же как палестинцы предпочитают иметь дело с правым израильским правительством, чем с миролюбивым левым. Проблема Израиля в том, что достигнуть сейчас договоренности с Арафатом не так уже сложно, но такая договоренность почти бесполезна. Израилю нужен собеседник, имеющий всю полноту власти: такой человек не сможет долго проводить политику террора, ибо ему потребуется признание мирового сообщества, ради этого он пойдет на переговоры с Израилем. Именно так в свое время поступил Арафат. Другой вопрос, сколько новых жертв будет, пока ситуация не прояснится. И хватит ли у израильского правительства сил вести по возможности сдержанную политику? Или оно попадет в то же положение, в которое попал сейчас Арафат?
Интересно, что сначала ответственность за теракт не взяла на себя ни одна из палестинских организаций, а через несколько дней сразу несколько по очереди заявили о своей причастности к взрыву. Дело в том, что взрыв может осуществить любой палестинец, даже не принадлежащий к ХАМАС или к другой организации, воспитанный на ненависти и культе мучеников, доведенный до отчаяния ужасной экономической ситуацией в автономии. А уж солидарность с ним готовы проявить сотни палестинцев, и любая солидная организация почтет за честь включить погибшего за правое дело в свои ряды. Делая из террористов-самоубийц героев, создавая культ мучеников, арабские СМИ, палестинское руководство способствуют нагнетанию ненависти в регионе.
Корреспонденту "НГ" не раз приходилось слышать от арабов упреки в том, что западные и российские журналисты называют палестинцев террористами, тогда как израильских солдат, стреляющих в палестинских детей, обстреливающих ракетами Палестинскую автономию, никто не называет террористами и убийцами. "Почему никто не называет Шарона террористом?" - удивляются арабы. В свою очередь, израильтяне удивляются, почему все то же мировое сообщество называет удары, наносимые по Палестинской автономии, "чрезмерными и неадекватными". Где та мера, где та черта, после которой солдат, исполняющий свой долг, превращается в убийцу, где черта, превращающая партизана, борющегося за справедливость, в террориста?
Вчера стало известно, что палестинские командиры заявили о том, что интифада будет продолжена до тех пор, пока палестинцы не провозгласят независимость, а еврейские поселенцы "не уберутся с палестинских земель". Правда, по некоторым данным, сотрудники палестинской службы безопасности предупредили членов различных "внесистемных" группировок (ХАМАС, "Исламский джихад"), что не допустят никакой стрельбы и терактов в самом Израиле, но в том, что обстрелы еврейских поселений будут продолжаться, сомнений нет. Это и происходит.
И Арафату, и Шарону трудно сдерживать приверженцев крайних взглядов. К счастью и для палестинцев, и для израильтян, у власти в Израиле находится правое правительство. Левый премьер Эхуд Барак был вынужден идти на крайние меры, нанося удары по автономии, чтобы удержаться у власти. Лимит для Шарона тоже очевиден. Многие крайне правые политики угрожают выходом из коалиции, если он не предпримет более жестких мер. Правому Шарону предъявляют те же обвинения, что и левому Бараку. Только на этот раз обвинения предъявляют люди, оказавшие ему ровно четыре месяца назад поддержку на выборах. Ярость простых израильтян понятна. Но политики, провоцирующие толпу, не делают чести израильскому обществу. Игры на свой электорат в данном случае так же жестоки, как и теракты. Безнравственны заявления некоторых израильских политиков, утверждающих, что Израиль и дальше будет продолжать строить поселения на палестинских территориях, а некоторые из них даже призывают к убийству арабов.
Чем же тогда лучше израильское общество, так гордящееся своей цивилизованностью, палестинского? Зачем израильским политикам идти на поводу у палестинских экстремистов?
Теракт в Тель-Авиве вызвал к жизни еще один существенный вопрос. Многие из погибших - наши бывшие соотечественники, некоторые из них сохранили российское и украинское гражданство. Получается, что Россия, во внешнеполитической концепции которой записан пункт о защите соотечественников за рубежом, обязана вмешаться, и обычной равноудаленной позиции явно недостаточно. Кстати, то же касается и США. За этот год во время интифады погибли несколько американских граждан, живущих в Израиле.
Москва отправила в регион своего спецпосланника. Но даже самый лучший специалист по региону, к которому бесспорно относится Андрей Вдовин, в сложном положении. И вообще можно сказать, что вся международная дипломатия в регионе сводится к тому, чтобы умолять Израиль не наносить ударов по автономии.
Палестинцы очень не любят приехавших в Израиль эмигрантов. Они не понимают, почему вдруг вспомнивший о своих еврейских корнях москвич Рабинович может жить в Израиле, а родившийся на этой земле палестинец - нет. Да, они правы, что большинство из последней "русской" волны репатриантов в Израиль (а именно их дети оказались жертвами нынешнего теракта) приехали по экономическим причинам, в поисках лучшей и спокойной жизни, а не из идеологических соображений. Не любят они их и потому, что большинство "русских" занимают в Израиле крайне правые позиции. Кто-то живет в еврейских поселениях - пусть и из экономических соображений (так дешевле), кто-то просто стал больше патриотом, чем родившийся в этой стране. Так бывает - это феномен некого комплекса неполноценности, желание стать частью этой земли, стать своим. Да, они забыли, что значит быть униженным и оскорбленным, как чувствовать себя чужим в том месте, где родился. Одно несомненно. Несмотря на теракты, на запугивание - они не вернутся туда, откуда приехали. Их дом теперь - Израиль. И палестинцы должны с этим смириться, понять, что этим терактом они ухудшают свои шансы на поддержку Москвы. Так же как израильтянам придется понять, что дискриминация палестинцев ведет к новым терактам.
***
УТРОМ в понедельник в больнице скончался еще один пострадавший в результате террористического акта, совершенного в ночь с пятницы на субботу у входа в молодежную дискотеку в Тель-Авиве. Таким образом, общее число погибших к вчерашнему утру составило уже 20 человек.
Израильские СМИ опубликовали имена погибших. Самой младшей из них Мирие Тагильцевой из Нетании было 14 лет, самому старшему - Ури Шахар из Рамат-Гана - 32 года. Семья Налимовых лишилась сразу двух дочерей - Елены, 18 лет и Юлии, 16 лет.
Данная печальная статистика ввергла многих израильтян в состояние шока.
Хотя в субботу утром возле молодежной дискотеки еще работали санитарные бригады, "за оцеплением", на близлежащих пляжах было множество отдыхающих. Тем не менее более горячие головы проводили выходной не у моря, а участвуя в демонстрациях протеста, которых в субботу в Тель-Авиве прошло сразу несколько.
Одна из таких демонстраций переросла в настоящие столкновения с полицией. Ее участники бросали камни в расположенную напротив дискотеки мечеть Хасан-Бек. Беспорядки могли легко перенестись на близлежащие районы Тель-Авива и завершиться немалыми жертвами, как уже было в прошлом октябре.
Собравшиеся у здания Министерства обороны в Тель-Авиве представители правых сил требовали от властей чуть ли не начать боевые действия против Палестинской автономии. В руках демонстранты держали лозунги, самым безобидным из которых был: "Дайте армии победить". Остальные же дипломатическими выражениями не отличались: "Смерть Арафату", "Смерть арабам".
Тут же, по другую сторону улицы, демонстрировали "свое понимание ситуации" левые из организации "Шалом ахшав!" ("Мир сейчас!"). Они, напротив, требовали от властей проявить сдержанность и требовали немедленного возобновления мирных переговоров с палестинцами. Правда, левым пришлось довольно быстро свои лозунги свернуть и разойтись, поскольку правые, подстрекаемые "предательскими" левыми лозунгами, были готовы "на самые решительные действия".
В самом же здании заседали члены так называемого узкого израильского военно-политического кабинета. В результате вся ответственность за обострение ситуации в заявлении возлагалась на руководство палестинской национальной администрации.
Были введены серьезные ограничения, точнее, по некоторым данным, полный запрет, на работу палестинцев в Израиле, установлена полная блокада территорий Палестинской автономии. На неопределенный срок закрываются контрольно-пропускные пункты на мосту Алленби, на границе с Иорданией и в Рафияхе, на границе с Египтом. Закрыт также морской порт и международный аэропорт в секторе Газа, в том числе и для полетов личного самолета руководителя палестинской национальной администрации Ясира Арафата. Как доказательство решительности израильтян сделать жизнь палестинского лидера "менее удобной" уже вечером в субботу израильская служба воздушного сопровождения не позволила вертолету Арафата вылететь из Рамаллы в Газу.
В полной блокаде оказались не только крупные палестинские города, но и более мелкие населенные пункты. Движение палестинского транспорта между ними запрещено не только по основным шоссе, но даже и по объездным дорогам, также контролируемым сейчас израильской армией. Исключения будут делаться только для гуманитарных грузов.
По некоторым оценкам, узкий кабинет отложил немедленную ответную военную акцию против палестинцев, поскольку как раз в момент его заседания пришла информация о заявлении Арафата. Он указал, что "готов действовать в направлении немедленного прекращения огня, безо всяких предварительных условий". Согласно некоторым утечкам с заседания, когда министр иностранных дел Шимон Перес призвал присутствовавших "дать Арафату еще один шанс", этот призыв был якобы встречен гробовым молчанием со стороны его сторонников по левой партии "Авода" и полным несогласием со стороны участников заседания от правых партий.
Некоторые израильские политики указывают, что проверкой действительных намерений Арафата явятся его шаги в ближайшие дни. Речь, конечно же, идет о том, чтобы Арафат реально призвал палестинских командиров немедленно прекратить насилие, причем, как подчеркивается, на доходчивом для них языке. Если, конечно же, добавляют скептики, он еще в состоянии держать ситуацию под контролем.
К тому же на данный момент палестинское руководство еще никак не откликнулось на требование Израиля о немедленных арестах всех активистов радикальных организаций, находящихся в Газе и на Западном берегу реки Иордан, и прежде всего тех, кто в той или иной степени причастен к террористической деятельности.
Приказ Арафата палестинским командирам о прекращении огня был передан. Практически сразу после теракта представители США и европейских стран оказали на Арафата беспрецедентный нажим. Заявление Арафата было сделано сразу после его встречи с министром иностранных дел Германии Йошкой Фишером и специальным посланником ООН на Ближнем Востоке Терри Ларсеном.
С другой стороны, Арафат не мог не понимать, что на этот раз акция "возмездия" израильской армии может быть действительно очень сильной, способной разрушить практически всю инфраструктуру палестинских военизированных формирований.
Тем не менее руководство многих палестинских организаций в данном случае подчиняться указаниям Арафата отказалось.
Призыв Арафата к командирам прекратить огонь даже способен вызвать серьезный кризис в отношениях между "старым руководством ПНА", и "новой порослью" командиров, получивших "боевое воспитание" в местных лагерях для беженцев. Вчера соглашения о прекращении огня было нарушено. В секторе Газа произошли столкновения между израильскими военными и палестинцами. Обе стороны уверяют, что их действия были ответными.
Тель-Авив