В ТЕЧЕНИЕ последних лет американские экономисты, провозглашенные "самыми экспансионистскими представителями социальных наук", все агрессивнее вторгаются в область наук политических, применяя свои специфические методы, в частности для предсказания итогов президентских выборов. Основных методов для таких предсказаний два.
Первый опирается на макроэкономику. Он состоит в исследовании того, как функционирование национальной экономики влияет на процесс голосования. Метод основывается на работах макроэкономиста из Йельского университета Рэя Фэйра. Он проанализировал все президентские выборы в США начиная с 1916 года. В уравнение, составленное Фэйром, входят: рост экономического производства, уровень инфляции, переизбирается ли кандидат или баллотируется впервые. Метод оказался на удивление эффективным: с 1916 по 1992 год он дал осечку лишь дважды.
Связавшись с профессором Фэйром, я поинтересовался: каковы будут результаты выборов 2000 года? Ответ таков: победит кандидат демократов вице-президент Альберт Гор, но с небольшим перевесом в 0,8% голосов. Любопытно, что данные макроэкономистов разительно расходятся с данными опросов общественного мнения. Так, Институт Гэллапа пророчит преимущество кандидату республиканцев Джорджу Бушу в 7-9%.
Второй метод уходит своими корнями в микроэкономику. Он использует реальные финансовые рынки, на которых предсказатели делают ставки на результаты выборов. Этот метод, разработанный экономистами Типпи колледжа университета штата Айова, выглядит более экзотично. По их вебсайту - http://www.bir.uiowa можно "покупать и продавать" кандидатов в президенты, участвуя во фьючерсном рынке выборов по Интернету. Электронный рынок Айовы выпустил акции для Демократической, Республиканской и Прогрессивной партий, привязав их к голосам избирателей. Если, например, кандидат республиканцев получит 52% голосов, держатель "республиканских акций" будет иметь с этого 52 цента на каждую акцию, которая была у него в день выборов. По движению "республиканских акций" сейчас предсказывают результаты ноябрьских президентских выборов.
На данный момент "акционные" предсказания айовских экономистов выглядят так: 48% американцев будут голосовать за демократов, столько же - за республиканцев и 3,5% - за партию реформ. Если такое патовое положение между главными конкурентами сохранится до конца выборов, существенное влияние на их исход могут оказать голоса, поданные за реформаторов и "зеленых". (Первые "отгрызают" голоса у республиканцев, вторые - у демократов.)
Метод айовских экономистов еще более любопытен потому, что он не шутейная биржевая игра, а настоящая. Чем ближе день выборов, тем больше "разогревается" Айовский электронный рынок. Как пишет Хэл Вэйриэн, профессор экономики и декан Школы информации, менеджмента и систем университета Калифорнии в Беркли, "шансы на этом рынке лучше, чем ставки в Лас-Вегасе, и цены на акции колеблются много меньше, чем в Nasdag". Вэйриэн подчеркивает, что "наибольший интерес этот рынок вызывает потому, что он учит, как функционирует спекулятивный рынок. Полстеры хорошо знают о множестве предубеждений, которые избиратели испытывают к опросам общественного мнения. А вот предсказания Айовского электронного рынка таких предубеждений не вызывают.
Рыночные предсказания точнее опросов потому, что игроки на рынке рискуют своими деньгами, а не просто "выражают свои симпатии и антипатии". Наконец, считает профессор Вэйриэн, "рынок является хорошим предсказателем итогов выборов не просто потому, что играющие на нем - люди рациональные, а потому, что рынками движут ловкие деньги".
Миннеаполис