0
1431
Газета В мире Интернет-версия

30.08.2000 00:00:00

Бруней готовится к переменам

Тэги: бруней


бруней Радость жизни в тропиках: когда с пальмы падает кокос.

БРУНЕЙ долго наслаждался покоем и богатством. Но не зря в своей тронной речи по поводу дня собственного рождения султан Хассанал Болкиах произнес слово "перемены" трижды на протяжении одного короткого и ключевого абзаца. Вслед за речью местная пресса начала публикацию планов реформ, которые уже некоторое время обсуждались в правительстве.

Реформы стали необходимы после мощных ударов, нанесенных стране великим азиатским финансовым кризисом 1997-1999 годов. Кризис показал, что никакие запасы ценного сырья не могут спасти даже самую богатую и социально самую благополучную страну. Сырье - даже нефть - явно утратило свое стратегическое значение, по крайней мере для его производителей и продавцов. (Кстати, нынешнее экономическое положение "двойников" Брунея - стран Персидского залива - также это демонстрирует.)

"Водяная деревня" в центре столицы выглядит как и столетия назад.
Фото автора Евгений Григорьев

...Ничто так не показывает суть жизни страны и ее обитателей, как жилье. Брунейцы изначально селились в домах на сваях, причем по большей части на воде у берега - морского или речного. Столица Бандар-Сери-Бегаван - или БСБ, как ее называют здесь, - несколько веков состояла из этих живописнейших деревянных кварталов на сваях (включая дворцы и мечети), отчего здесь и не сохранилось каких-то исторических зданий. На сваях строят и обитатели суши. Нынешний БСБ до сих пор включает в себя обширную "водную деревню", по которой путешествуют на моторках, и буквально несколько улиц с современной каменной архитектурой, включая деловой квартал, знаменитые дворец и мечеть, крытую золотом. Современный город в основном начал складываться в 60-70-е годы после пожара, уничтожившего множество домиков на воде. Считается, что из 60 тысяч столичных жителей не более половины селится на суше.

Побродить по мосткам, соединяющим деревянные домики сегодняшней "водной деревни", довольно занятно, тем более что некоторые обитатели их уже поняли достоинства туристической индустрии. Один такой водный житель - бывший радиокомментатор и прирожденный артист - устроил в своем доме музей, восстановив обстановку жилища главы племени вместе с возвышением-троном для хозяина дома и традицией пускать туда множество детей из соседних семей. Такая прогулка показывает также, что обитатели домов на сваях - люди небедные и знакомы со всеми достижениями века информатики начиная с телевизоров. Просто им нравится жить на воде.

На суше картина похожая. Бруней - страна коттеджей, но необычной архитектуры: настоящие или декоративные сваи - длинные, тонкие колонны, держащие весь второй этаж, - наблюдаются повсеместно. Домики эти - если они, конечно, современные - мало того что из-за свай получаются элегантными, летящими, воздушными, они еще и выкрашены нежными красками, скажем, розовой. Есть и деревянные, как у предков. Заборов никаких - в силу отсутствия преступности. А окружает эти дома нетронутая зелень и... удивительно чистый воздух. Брунейцы, будучи людьми весьма современными, гордятся экологической чистотой своей страны, скажем, тем фактом, что БСБ - второй в мире по чистоте город после Сингапура. Нефть позволила правительству ввести запрет на рубку леса - страна импортирует дерево у соседей.

Как раз к 2000 году планировалось завершить государственную программу предоставления брунейцам более или менее бесплатного жилья (при том что никто в стране не платит налогов вдобавок к бесплатной медицине и образованию). Ее лозунгом было "Свой дом каждой семье". Для завершения программы требовалось построить всего-то 24 тысячи домиков. К тому же году хотели установить во всех жилищах современные электро- и водоснабжение.

Кризис 1997-1999 годов ударил по Брунею косвенно. Упал спрос на нефть и - на какой-то момент - цены на нее. Упал курс национальной валюты, которая привязана к сингапурской по курсу 1:1. Уже упоминалось, что ежегодный ВНП на душу населения в Брунее сейчас составляет 14 800 долларов. Но до кризиса было 17 тысяч... Вдобавок на фоне рушащихся региональных бирж лопнула группа компаний, возглавлявшихся братом султана Джефри, - ущерб оказался удивительным: несколько миллиардов долларов. Результатом стал дефицит бюджета в 15% от ВНП и безработица в 5%.

Национальный экономический совет, которому правительство поручило разобраться с ситуацией, начал работать в разгар кризиса - в 1998 году. Результаты обсуждались на всех уровнях и как раз этим летом, ко дню рождения султана, были представлены стране.

Как было сказано на пресс-конференции представителей совета, на которой я побывал, слишком слабым оказался частный сектор - было слишком много надежд, что "нефть и газ вывезут". А ведь нефтегазовый сектор сейчас дает не более половины валового продукта. Вообще-то на фоне экономических успехов соседей по региону в Брунее рост всегда был вялым - 4% в год, и не более. Нефть и газ на этот раз все-таки спасли страну - благодаря долгосрочному контракту с японцами и корейцами, но далее надо делать экономику более жизнеспособной.

План предполагает сделать ключевыми такие секторы, как жилищное строительство, информатику и туризм. Последнее, возможно, более перспективная задача, чем может показаться. Эта отрасль дает занятость и пробуждает к жизни массу смежных. Она играет очень большую роль в жизни даже таких современных и индустриализованных стран, как Таиланд, Малайзия или Сингапур, не говоря о других континентах. В Брунее давно уже существует концепция развития экологического туризма, но ее реализация означает создание целого сектора смежных отраслей, иной раз - особого свойства. Например, халальная - то есть пригодная для мусульман - еда. И сегодня даже китайские рестораны в Брунее все халальные, кроме тех, на которых есть предупреждающая надпись об обратном. Но сейчас в БСБ говорят о будущей экспортной отрасли, об упаковке множества халальных продуктов, которые нашли бы сбыт в соседних Индонезии и Малайзии, а также на Ближнем Востоке. Очевидно, что и идея мусульманского туризма очень хороша - когда на Ближнем Востоке лето и 50 градусов в тени, арабы едут в другие места, где всего 30, остыть.

Запущены планы создания в БСБ офшорного финансового центра, к неудовольствию Малайзии, которая тоже имеет такой центр у самых брунейских границ. Но брунейский центр будет делать упор на исламское банковское дело (как известно, ислам запрещает брать процент по кредитам, вместо чего банк участвует в получении дивидендов). Один из здешних госбанков уже переименовали в Исламский банк развития Брунея. Он, кстати, будет развивать местный средний и мелкий бизнес.

Наконец, решено сделать конкурентоспособным саму нефтегазовую отрасль - создавая в стране 9 новых индустриальных зон, главной из них сделают Пулау Муара. Туда пойдет до 12 миллиардов долларов инвестиций, причем главными проектами в этой зоне станут нефтепереработка, портовое хозяйство, химия и прочие производства.

Как и куда двинется после такого толчка брунейская экономика - сказать трудно, но перемены будут глубокими. Достаточно сказать, что впервые было заявлено, что возможно - в будущем - когда-нибудь - брунейцам придется платить налоги...

И, по странному совпадению, Бруней в ноябре станет хозяином самого важного из регулярно проводимых международных форумов - мероприятий организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), включая саммит лидеров входящих в эту организацию "экономик" (то есть стран и территорий). Сюда, в мирный БСБ, приедут Клинтон (или, возможно, Гор, если он окажется избранником американского народа), Путин, Цзян Цзэминь, премьер Японии - в общем, лидеры всех мировых держав первого калибра, кроме, пожалуй, только Германии и Индии. Брунею предстоит настоящее потрясение - он как бы окажется резко погружен в реалии нашего мира, в их эпицентр. Но если беседовавший со мной Тимоти Онг - брунейский бизнесмен и председатель делового совета АТЭС (АБАК), то есть клуба стратегически мыслящих представителей тихоокеанского бизнеса - воспринимает предстоящие события как "громадную возможность и громадный вызов" для всего тихоокеанского сообщества, не говоря о самой стране, то для множества брунейских чиновников уже сейчас очевидно, что это - громадное напряжение сил.

В стране нет нужного числа отелей. Обаяние и гостеприимство - лучшие черты малайской расы, и поэтому для принимающей стороны страшная головная боль - что в столице и окрестностях не более 2000 гостиничных комнат (разной звездности), тогда как на предыдущей сессии АТЭС в Новой Зеландии собралось 6-7 тысяч гостей. В Брунее никто не сомневается, что ситуация будет выглядеть так: американцы, всегда наезжающие громадной делегацией, с охраной и собаками, заберут себе "Империю" - приморский отельный комплекс, полностью изолированный от города и мира (в результате чего его уже называют здесь "Империей зла"). Уже ясно, какой отель захотят японцы и китайцы. В отношении русских сделан поразительный жест, лишний раз показывающий, насколько хорошо относятся к нам брунейцы: российской делегации предлагается чистенький, новенький отель "Азма" вдали от шума городского. Что делать с прочими гостями - неясно, не говоря о сотнях мелочей типа того, где будут стоять личные лайнеры мировых лидеров (есть ли место в столичном аэропорту?). Единственное, в чем проблем точно не будет - это в информатике, то есть по части Интернета, мобильной и прочей связи: с этим в Брунее все в порядке, не зря же он находится в Юго-Восточной Азии. Но общее настроение в стране таково, что куда денешься - пора окунаться в реалии мира, тем более если мир, или основные его страны, сам приходит в Бруней.

Как явствует из электронной рассылки информации из штаб-квартиры организаторов встречи, они используют форум АТЭС как повод встряхнуть местные деловые круги и дать новые профессии безработным. Для последних устроены быстрые курсы обучения на все обслуживающие должности. Технический колледж объявил, что его 48 студентам, специализирующимся на информатике, "гарантирована занятость" уже сейчас - они будут обслуживать информационные сети конференции. 142 человека - также студенты - пройдут обучение в условиях, приближенных к боевым, в области гостиничного и ресторанного обслуживания. А далее те же люди имеют шанс сохранить свои должности, поскольку считается, что конференция пробудит интерес к стране - а тут как раз начнется кампания под лозунгом "2001 - год посещения Брунея". В соседних странах Азии такая кампания приносила неплохие результаты.

Ждут брунейцев и менее приятные потрясения от столкновения с прелестями иных цивилизаций. Типа приезда сюда множества иностранных журналистов, которые, только ступив впервые в жизни на территорию султаната, немедленно начнут излагать на весь мир свои взгляды на то, насколько соответствует абсолютная монархия европейскому стандарту и всемирно признанным принципам демократии. Насколько опасны в век глобализации могут быть подобные выступления, независимо от их правдивости и аргументированности, показал опыт информационных войн против Югославии, России, Индонезии или - что менее известно внешнему миру, но ведомо брунейцам - против Малайзии, Бирмы (Мьянмы) и Лаоса.

И последнее - это перспектива временной, на период мероприятий в рамках сессии АТЭС, кончины действующего здесь уже несколько лет сухого закона. Уже сейчас, как говорил мне министр внутренних дел и специальный советник султана Иса, решено, что спиртное продаваться будет - как минимум в отелях. Поскольку серьезного таможенного досмотра для членов многочисленных делегаций ожидать не следует, можно быть уверенным - умные люди повезут горючее с собой, возможно, ящиками. Министр уверяет, что никто в Брунее не обидит выпившего иностранца - не та страна, не те традиции. Но кое-кто пострадавший от всего этого будет. Это - рядовые брунейцы, которые с брезгливостью и тоской будут наблюдать, как иноземная пьянь оскверняет своим видом родную, чистую и пристойную брунейскую землю. Объяснять они себе это безобразие будут, видимо, следующим образом: глобализация, однако.

Бандар-Сери-Бегаван - Москва

(Окончание. Начало в # 161 от 29.08.2000)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2562
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3178
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2351
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4160

Другие новости