Милошевич очень доволен новой Конституцией.
Фото АП
ПРЕЗИДЕНТ СРЮ Слободан Милошевич предпринял меры для сохранения и укрепления своих властных позиций. Обе палаты югославского парламента, как уже сообщала "НГ", в конце минувшей недели проголосовали за поправки к действующей Конституции. Отныне федеральный президент будет избираться по иным принципам: не как прежде - только один раз и путем голосования в парламенте, а, во-первых, прямым всенародным голосованием и, во-вторых, имеет право повторить свой мандат неограниченное число раз.
Другое важное изменение в Основном законе СРЮ напрямую затрагивает права меньшей из двух республик страны - Черногории. Если ранее депутаты верхней палаты федерального парламента избирались в пропорции 20 к 20 республиканскими законодательными органами, то теперь и они будут избираться прямым голосованием населения. Если учесть, что в Черногории проживают около 600 тысяч человек, а в Сербии - около 10 миллионов, то без больших познаний в математике можно вычислить уровень будущего представительства Черногории в верхней палате: один депутат.
Подобные изменения в Конституции, прежде всего касающиеся выборов президента страны, имеют ярко выраженное целевое назначение - сохранение власти в СРЮ в руках Слободана Милошевича. К тому же избрание путем всенародного голосования придаст, по замыслу инициаторов исправлений в Основном законе, и большую легитимность федеральному президенту, который до сих пор обладал ограниченным кругом полномочий.
Но проголосуют ли сограждане за новый мандат на руководство Слободану Милошевичу? В самой Сербии позиции нынешнего президента, если верить информации оппозиционных СМИ, достаточно шаткие. Но на помощь ему могут прийти десятки тысяч сербов, проживающих на территории Черногории и опасающихся возможного выхода этой республики из состава СРЮ. К тому же наверняка подвластные Милошевичу федеральные структуры, включая СМИ, проведут в преддверии будущих президентских выборов соответствующую обработку населения.
Выборы президента Югославии должны состояться в июле будущего года. Серьезных соперников у Милошевича пока не предвидится: сербскую оппозицию раздирают внутренние споры, и маловероятно, чтобы Вук Драшкович или Зоран Джинджич не просто уступили дорогу друг другу, но и согласились на взаимную поддержку. По крайней мере до сих пор отношения у них всегда складывались, мягко говоря, не самым лучшим образом.
Столь же проблематичной выглядит и возможность поддержки лидерами сербской оппозиции на будущих выборах кандидатуры черногорского президента Мило Джукановича. Вряд ли за него в массовом порядке проголосуют и рядовые сербы.
Первые отклики в Белграде и Подгорице на решение федерального парламента внести изменения в Конституцию были адекватны ожиданиям. Представители ведущих оппозиционных партий Сербии осудили перемены и сразу же выразили сомнения в возможности и необходимости собственного противоборства с Милошевичем, чтобы тем самым не легитимизировать его продленное президентство.
Бурю негодования вызвали решения федерального парламента в черногорской столице. Министр иностранных дел здешнего правительства Бранко Луковац заявил, что "новые меры приведут фактически к созданию унитарного государства и создадут еще большие трудности в общении черногорских учреждений с федеральными, которое и сейчас уже сведено до минимума".
Советник черногорского президента Миодраг Вукович считает, что сейчас наступает заключительная стадия политической деструкции Югославии.
Крайне нервно отреагировали некоторые члены черногорского кабинета и на заявление руководства Генерального штаба югославской армии, которое было опубликовано в канун голосования федеральных парламентариев. По мнению вице-премьера Драгиши Бурзана, это заявление обращено к сторонникам Милошевича в Черногории и предвещает "горячую осень" в этой республике.
Об опасности гражданской войны в Черногории заявил и здешний министр внутренних дел Вукашин Марас. Оба представителя Подгорице предупредили, что Черногория готова к защите своих прав.
В выходные дни более восьми часов черногорский парламент обсуждал ситуацию, сложившуюся после внесения поправок в Конституцию. Депутаты не поддались на уговоры руководителей правящей в республике Демократической партии социалистов Черногории, настаивавших на немедленном проведении референдума о независимости республики от Белграда. Именно этого, возможно, от них ждали в федеральной столице, чтобы иметь возможность для принятия кардинальных мер по подавлению бунта на тонущем югославском государственном корабле.
В понедельник в Загребе на специальную двухдневную встречу, посвященную обострившейся обстановке в СРЮ, собрались президенты Хорватии Стипе Месич, Чехии Вацлав Гавел, Словении Милан Кучан и Черногории Мило Джуканович. Ранее главы Хорватии и Чехии заявили, что международное сообщество должно принять экстренные и эффективные меры для недопущения новой возможной гражданской войны на территории Югославии.
Мило Джуканович перед отлетом в Загреб на пресс-конференции заявил, что Югославская Республика Черногория не будет участвовать ни в одних союзных выборах. Он добавил, что "Югославии больше не существует. Вместо двух равноправных республик осталось унитарное государство".
Прага