Арафату проще уехать в изгнание, чем пойти на компромисс.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В СРЕДУ президент США неожиданно объявил о созыве саммита Барак-Клинтон-Арафат 11 июля в Кэмп-Дэвиде. Ранее предполагалось, что саммит состоится 4 июля, но в ходе визита госсекретаря США Мадлен Олбрайт выяснилось, что палестинцы и израильтяне абсолютно не готовы сесть за стол переговоров. Вслед за этим руководитель Палестинской национальной администрации (ПНА) Ясир Арафат объявил о провозглашении независимости Палестины 13 сентября. Премьер-министр Израиля Эхуд Барак отправился с визитом в Лондон и Париж, надеясь, что после разговора с ним Блэр и Ширак смогут убедить Арафата не провозглашать независимость в одностороннем порядке. В среду, когда пришло сообщение о решение Билла Клинтона провести саммит, Барак заявил, что отправится в Вашингтон, даже если его поддержит всего четверть депутатов кнессета. Решение Барака отправиться в Вашингтон, как и ожидалось, привело к очередному обострению ситуации. Министр внутренних дел и лидер партии "Исраэль-ба-алия" Натан Щаранский заявил в среду на проходящем в Иерусалиме митинге протеста, что не согласен с позицией Барака, его отказом сформировать правительство национального единства и только после этого начать переговоры с палестинцами. Поэтому в воскресенье на заседании правительства он подаст в отставку. Вслед за Щаранским в отставку подаст министр строительства и лидер религиозной сионистской партии "Мафдал" Ицхак Леви. Тем не менее саммит в Вашингтоне все равно состоится, хотя ни израильтяне, ни палестинцы не верят в его успех, зато на удачное завершение конфликта надеются сами американцы. Мадлен Олбрайт даже отказалась от встречи глав МИДов стран "восьмерки" в японском городе Миядзаки накануне саммита на Окинаве. Вместо нее туда поедет ее первый зам Строуб Тэлботт.
Митинг русскоязычных граждан, на котором выступал Щаранский, собрал около 20 тысяч человек, многие из которых проживают в поселениях на Западном берегу реки Иордан и секторе Газа. Именно они в первую очередь будут поставлены под удар в случае столкновений между палестинцами и израильтянами.
* * *
ПО МНОГИМ оценкам, палестинцы не намерены как-то смягчать свои позиции на саммите в Кэмп-Дэвиде.
- В противном случае многое может произойти, - говорит сопредседатель регионального комитета безопасности Газы генерал палестинской полиции Осама Муса.- Ведь не зря же израильтяне укрепляют поселения. Значит, понимают, что противостояние вполне вероятно.
- Вот, смотрите сами, - Осама Муса показывает в сторону крупного еврейского поселения Гуш-Катиф.
Работающие внизу трактора и бульдозеры уже вырыли огромный котлован, из которого они черпают глину. Глина предназначена для укрепления стены вокруг Гуш-Катиф. Поселение уже сейчас производит впечатление крепости. Со стены вниз смотрят крупнокалиберные пулеметы.
Ясир Арафат, так же как и Барак, сейчас не имеет каких-то широких возможностей для компромисса. По многим оценкам, в Газе руководитель ПНА и не мог принять иного решения, кроме провозглашения независимого государства, "несмотря ни на что". И в столь сложную ситуацию "загнали" Арафата во многом сами израильтяне. Сначала они четко доказали, что в ближайшее время не может быть мирного соглашения с Сирией, а следовательно, приоритетным остается палестинское направление на переговорах. Палестинцы это поняли мгновенно и "подняли планку требований". Рассказывают, что за несколько дней до принятия решения в Газе Ясир Арафат в телефонном разговоре с президентом США Биллом Клинтоном сказал, что готов скорее уехать в изгнание, чем принять решение об отказе палестинцев от Восточного Иерусалима или от возвращения беженцев.
Кроме того, и это становится все более очевидным, вывод израильских войск из Южного Ливана, однозначно расцененный в арабском мире как победа движения "Хизбалла", породил в умах палестинцев идею, что с Израилем нужно и можно говорить языком силы. Особенно часто с мнением, что на Израиль "надо давить", а в противном случае бунтовать, можно встретиться именно в Газе, части Палестинской автономии, со всех сторон обнесенной стеной, где подавляющее большинство населения - безработные. Во всех своих бедах эти люди в первую очередь винят Израиль и готовы к самым решительным действиям.
Линия побережья Газы простирается с севера на юг на сорок пять километров. С востока на запад ширина контролируемых здесь палестинцами земель - где-то двенадцать, а где-то и восемь километров. Вот и вся Газа. Проживают же здесь один миллион двести тысяч человек.
Работы для палестинцев в Газе почти нет. В этом легко убедиться, просто подъехав к КПП "Эрез", за которым располагается данная часть палестинской автономии. К шести часам вечера переполненные автобусы доставляют сюда множество изможденных и плохо одетых людей. По местным понятиям, это "счастливчики". Им удалось найти работу в Израиле. Для того чтобы попасть на нее вовремя, палестинец должен подняться в два часа ночи и направиться на КПП. Там каждый день он проходит длительную процедуру с обыском, тщательной проверкой документов и так далее. Вернувшись домой часов в восемь, он почти сразу же ложится спать. Конечно же, работа грязная и мало оплачиваемая. Но она дает хотя бы какой-то заработок, чтобы кормить семью. А семьи эти у палестинцев большие - шесть, семь, иногда и десять детей...
Взорвется ли в Газе "демографическая бомба"? Этот вопрос серьезно волнует местные власти. Ведь при таком уровне рождаемости скоро на этом небольшом кусочке упирающейся в море суши будут проживать уже больше двух, а потом и трех миллионов людей.
Палестинцы во всех вопросах полностью зависимы от израильтян. Если что-то "не так", израильские власти могут в момент перерезать обе ведущие сюда линии электропередачи, водопровод. Они контролируют и границы автономии. Вроде бы южная подходит вплотную к территории соседнего Египта. Но создана специальная полоса шириной около пятисот метров. Там - израильские посты. Они-то и проводят контроль - кто может, а кто нет проезжать в Газу и из нее, что можно, а что нельзя ввозить и вывозить. Провозглашение независимости многим здесь кажется единственным выходом из создавшегося положения.
Израильтяне же в ответ указывают, что готовы на самые жесткие меры, если независимость будет провозглашена в одностороннем порядке. На силу, указывают израильтяне, они ответят силой.
Довольно однозначные заявления звучат и с другой стороны. "Скоро начнется бой за Иерусалим, - указывает министр связи ПНА Имад Аль-Фалуджи.- Ни один израильтянин не будет счастлив на захваченной территории, мы не позволим вернуться в свои дома ни одному поселенцу".
Один из собеседников корреспондента "НГ" в Газе рассказал о возможности, когда тысячи безоружных палестинцев могут легко и быстро захватить все еврейские поселения, если пойдут "живой стеной". Что будут в таком случае делать израильтяне? Стрелять? Это может, во-первых, вызвать самую нежелательную реакцию толпы, которая только быстрее "все сметет". Во-вторых, применение оружия против безоружных людей будет однозначно отрицательно расценено и международным общественным мнением. А для Израиля это далеко не безразлично.
Обстановка обостряется. Если саммит в Кэмп-Дэвиде результатов не даст, то уже в самое ближайшее время, как полагают многие наблюдатели, могут начаться беспорядки на территориях Палестинской автономии.
Газа-Тель-Авив