В ПОНЕДЕЛЬНИК генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выразил удовлетворение в связи с освобождением практически всех миротворцев, захваченных в заложники в Сьерра-Леоне. У мятежников из Объединенного революционного фронта (ОРФ) осталось всего 23 индийских миротворца и 11 военных наблюдателей, которые не могут покинуть свою базу в районе города Куива на востоке страны. Остаются неопознанными тела еще 4 человек, обнаруженные недалеко от города Рогбери-Джанкшн, но пока у командования ООН в Сьерра-Леоне нет полной уверенности в том, что тела действительно принадлежат миротворцам.
К сожалению, даже когда последний миротворец будет отпущен на свободу, ООН не сможет праздновать победу. Все лавры "освободителя" достались президенту Либерии Чарльзу Тейлору. Именно благодаря его влиянию среди мятежников и было освобождено около 500 голубых касок. Он также настоял не начинать суд над арестованным лидером ОРФ Фоде Санко до тех пор, пока не будет освобожден последний заложник.
Пока президент Либерии вел переговоры с повстанцами, другие лидеры региональной организации ЭКОВАС предпринимали все возможное, чтобы увеличить миротворческие силы ЭКОВАС в Сьерра-Леоне. Впрочем, африканские военные принимали участие не только в региональном миротворческом контингенте, но и составляли основную часть голубых касок ООН. Только в минувшее воскресенье руководители государств-членов ЭКОВАС приняли решение послать дополнительные военные силы в Сьерра-Леоне в составе 3 тысяч человек, которые будут находиться под командованием ООН. Западноафриканские руководители долго спорили - должны ли направляемые войска подчиняться военному командованию ООН или действовать самостоятельно. Видимо, прагматизм взял верх.
Конечно, помощь ООН оказалась не лишней. Но скорее всего, не окажись в заложниках голубые каски, мировое сообщество ограничилось бы громкими призывами и красивыми словами, как это происходит в Эфиопии и Эритрее, на Фиджи. Возможно, по прошествии какого-то времени в ход были бы пущены экономические санкции, а если бы регион имел стратегическое значение для стран НАТО и в первую очередь США, то дело могло дойти и до более решительных мер. Если бы не престиж ООН, о котором, впрочем, радел только ее генсек Кофи Аннан, то Запад даже и не обратил бы внимания на угрозу вновь вспыхнувшей войны.
Сказать, что страны - члены СБ ООН совсем не принимали участия в разрешении конфликта, - тоже неверно. США и Россия помогали в доставке в Сьерра-Леоне миротворческого контингента. Мудрее всех оказалась Великобритания. Она, как бывшая метрополия, не могла остаться в стороне. Англичане послали своих десантников для эвакуации граждан Содружества из страны, затем десантники были заменены на тысячу морских пехотинцев. Самое же главное, около 90 британских офицеров руководили достаточно неорганизованными правительственными войсками Сьерра-Леоне. Лондон снабжал их не только советами, но и оружием. Британцы обещали вывести своих десантников из страны, как только силы ООН в Сьерра-Леоне будут усилены, офицеры-советники, по всей видимости, останутся и будут играть ведущую роль не только среди правительственной армии, но и возглавят группу военных наблюдателей ООН. Посылать же свои голубые каски в составе контингента ООН Лондону нет никакого резона, почет и главенствующая роль им и так обеспечены.
Возникает еще один вопрос. Кто поддерживал ОРФ?
Ведь после подписания Ломейских соглашений ровно год назад ОРФ вместо того, чтобы сдать оружие, только усилил свои позиции. Зейнаб Бангура, координатор гражданского общества "Компания за справедливое правление", заметила, что "война в Сьерра-Леоне была вызвана как снаружи, так и изнутри. И внешние силы были очень сильны". Поэтому многие настаивают, чтобы Фоде Санко судил международный трибунал. Некоторые, в основном правозащитные организации, считают, что приговор международного суда будет гуманней, чем то, что ждет лидера мятежников на родине. Другие исходят из противоположных соображений. Они просто боятся, что мятежники смогут отбить своего предводителя и мечтают выдворить Фоде Санко из Сьерра-Леоне раз и навсегда. Но есть и еще одна причина, которую и озвучила Зейнаб Бангура, - только международный суд сможет выяснить, кто стоит за ОРФ, кто "посягает на наши бриллианты".
Разумеется, все дело в драгоценностях. Дело в том, что ОРФ контролировала алмазные месторождения на протяжении всех девяти лет войны. Они имели свободный доступ к добыче и сбыту бриллиантов, что позволяло им усилить свой военный потенциал. После амнистии, провозглашенной Ломейскими соглашениями, Фоде Санко возглавил национальную комиссию по управлению стратегическими ресурсами и возможности ОРФ только расширились. Естественно, без помощи извне тут не обошлось, но торговля оружием и бриллиантами слишком прибыльное дело, чтобы кто-то решил открыть свои секреты. Многие страны нарушали эмбарго СБ ООН от 1997 года на поставки оружия в Сьерра-Леоне. Например, по данным испанской секции организации "Международная амнистия", Мадрид продолжал поставлять оружие в Сьерра-Леоне даже после запрета СБ ООН.
Сейчас ООН приходится исправлять свои ошибки. Самая главная задача для миротворцев на сегодняшний день - помочь правительственным войскам взять под контроль восточные районы страны, где и находятся основные месторождения бриллиантов.