ВО ВТОРНИК в 7 утра по московскому времени российский танкер "Академик Пустовойт" снялся с якоря и отправился по направлению к Оманскому заливу, где вчера днем началась перегрузка 79 тысяч тонн мазута в трюмы панамского танкера "Атлантик-Блю". Российский танкер 6 апреля был задержан ВМС США по подозрению в контрабанде иракской нефти в обход санкций СБ ООН. Как сообщил корреспонденту "НГ" заведующий консульским отделом российского посольства в Абу-Даби Владимир Юкалов, судно и экипаж будут отпущены после того, как закончится разгрузка танкера в территориальных водах Омана. Перекачка мазута будет длиться почти двое суток.
Руководитель департамента судовождения АО "Новошип" Анатолий Тимченко рассказал, что танкер снялся с якоря с ведома международных ВМС, следящих за режимом эмбарго, и направился к месту выгрузки по распоряжению фрахтователя и в сопровождении ВМС США.
С 18 апреля обеспечением экипажа продуктами питания занимаются американцы, поскольку ожидание результатов экспертизы растянулось на более длительный период, чем ожидалось, и продовольственные запасы, находившиеся на борту танкера, закончились. Ранее заявлялось, что данные экспертизы о составе мазута, проводимой в США, будут известны к 14 апреля, но официальные сообщения о ее результатах появились только вчера. Однако еще на прошлой неделе в американских СМИ прошла информация о том, что большая часть груза - иранского происхождения, хотя и удалось обнаружить в мазуте "иракский след". Вчера официальный представитель Пентагона Кеннет Бейкон подтвердил, что 20% перевозимых российским танкером нефтепродуктов имеет иракское происхождение. Возможно, что такая ситуация сложилась из-за того, что иракская и иранская нефть, в результате близкого расположения месторождений, могут быть схожи по составу. Химический анализ мазута, взятого с "Академика Пустовойта", проводился, по словам Бейкона, в частной лаборатории в штате Калифорния. Кстати, до сих пор не разработаны международные правила проведения экспертизы нефти, хотя этот случай задержания танкера по подозрению в контрабанде нефти уже далеко не первый. Всего за этот год ВМС США в Персидском заливе задержано 17 танкеров, подозреваемых в контрабанде иракской нефти. За весь прошлый год подобная участь постигла 19 танкеров.
В любом случае заботы о грузе "Академика Пустовойта" лежат на англо- голландской компании "Роял датч - Шелл", зафрахтовавшей танкер, а российскую сторону волнует только судьба самого судна и экипажа. В настоящее время АО "Новошип" ведет переговоры с руководством "Роял датч - Шелл" о возмещении убытков за простой судна, но, возможно, на удовлетворение претензий владельца танкера уйдет не один год. И если вопрос выплаты убытков АО "Новошип" пока висит в воздухе, то с выплатой штрафа за нарушение международных санкций в размере 2 миллионов долларов фирме-фрахтователю придется поторопиться. Деньги будут перечислены на специальный счет ООН, и груз останется в распоряжении "Роял датч - Шелл".
Проявленная США мягкость связана с тем, что, кроме результатов анализа, нет никаких других подтверждений, что "Академик Пустовойт" заходил в иракский порт. Обычно данные о передвижении судов в Персидском заливе получают на основании слежения, проводимого со спутника. На основании какой информации американские ВМС решили задержать именно российский танкер, остается непонятным. Решение же "Роял датч - Шелл" заплатить штраф вовсе не является признанием вины, а может быть просто связано с желанием не связываться с американцами. Но как бы то ни было, после разгрузки нет никаких препятствий, мешающих "Академику Пустовойту" вернуться домой, где его, по словам Тимченко, уже ждет новое задание - "работа накопителя в Керченском заливе".