ОБНАРОДОВАННОЕ на этой неделе признание генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона о применении авиацией альянса снарядов с сердечниками из обедненного урана нельзя назвать сенсационным. Представители НАТО признавали факт использования такого рода боеприпасов и во время проведения бомбардировок. Однако эксперты считают, что разговоры о непоправимых экологических последствиях применения боеприпасов с сердечниками из обедненного урана во многом надуманны.
"Страшные" снаряды входят в состав боекомплекта семиствольных пушек калибром 30 мм GAU-81А, которые устанавливаются на американских самолетах-штурмовиках А-10А "Тандерболт", активно использовавшихся ВВС США во время бомбардировок Югославии. Основная задача "Тандерболта" - охота за танками. Именно для поражения бронетехники и предназначаются снаряды с урановыми сердечниками. Сердечники - стержни меньшего по сравнению с самим снарядом калибра - изготовляются из урана-238. В своем природном состоянии урановая руда содержит в основном это вещество. Руда интересует человека из-за легкого изотопа урана-235, который и является основным источником радиоактивного излучения. Урана-235 в руде содержится 0,7%. Понятно, что в процессе обогащения, т.е. получения радиоактивного элемента из руды, образуются тысячи тонн шлака - урана-238, практически лишенного радиоактивности.
Помимо прямой опасности для экипажей танков и других бронемашин от попадания подкалиберных снарядов с урановым сердечником имеется и косвенная, которую представляет урановая пыль, образующаяся в результате удара сердечника о броню. В больших количествах попавшая в организм человека урановая пыль может вызвать рак легких или костей, поражение почек. Согласно отечественным стандартам, предельно допустимая концентрация урана в воздухе в закрытом производственном помещении - 0,075 миллиграмма на квадратный метр. По мнению экспертов, получить такую концентрацию в результате попадания бронебойных сердечников в бронеобъекты невозможно. Безусловно, надышаться урановой пылью, осматривая расстрелянный "Тандерболтом" югославский танк, теоретически можно. Однако это лишь очень малая составляющая проблемы экологических последствий операции НАТО на Балканах. Дискуссии на тему урановых сердечников заслоняют гораздо более опасные последствия бомбардировок. Огромную опасность для Балканского региона представляет разрушение югославских предприятий химической промышленности, нефтегазового комплекса. В результате пожаров в воздух были выброшены тонны таких опасных веществ, как хлор, этилен, фенол, частицы ртути и свинца, двуокись серы, окислы азота, бензопирен... В реки и грунтовые воды попало огромное количество нефтепродуктов. Экологический ущерб был нанесен не только Югославии, но и граничащим с ней государствам. И именно об этих последствиях войны на Балканах следует беспокоиться природоохранным организациям, а не сводить проблему к урановым сердечникам бронебойных снаря-дов.