ВЧЕРА в Тайбэе верхушка победившей на президентских выборах в прошлую субботу Партии демократической оппозиции начала обсуждать позицию партии в вопросе переговоров с КНР. Считается, что ПДО выступает за провозглашение независимости Тайваня, то есть формальное объявление острова государством, существующим отдельно от КНР (фактически так остров и живет с 1949 года, однако ранее на словах провозглашалось, что Китай един и рано или поздно воссоединится, с чем были согласны и в Пекине). По крайней мере так считает избиратель - идея если не независимости, то самостоятельности, видимо, привела ПДО к нынешней победе.
Однако у любого, кто всерьез начинает править Тайванем, есть геополитические реальности, от которых никуда не денешься. И уже в ходе кампании кандидат в президенты Чэнь Шуйбянь (ныне президент) сильно смягчил свои позиции. Сейчас ЦК его партии собирается формально снять из программы саму идею референдума о независимости Тайваня. Таковой может иметь место только в случае нападения КНР. То есть ПДО, по сути, перейдет на платформу побежденной ею партии Гоминьдан.
Другого выхода у нее и нет. Властям еле удалось упокоить биржу, где курс акций вошел в штопор сразу после избрания Чэня. Помогло обещание немедленно снять все ограничения на ведение бизнеса с КНР. Вдобавок в Тайбэй отправился бывший конгрессмен США Ли Хамилтон, а в Пекин - старый специалист по Азии, ныне посол США при ООН Ричард Холбрук. Они призывают две столицы к сдержанности. В Пекине пока что заявили лишь очевидное - что вести переговоры с теми, кто выступает за независимость Тайваня, КНР не может.
Не исключено, что партии придется изменить и название. Видимо, ее основатели не представляли себе всерьез, что когда-нибудь придут к власти и тогда станет абсурдным называться партией оппозиции.
Тем временем на улицах Тайбэя происходят события, которые могут надолго осложнить жизнь новому правительству и заставить его вести себя в отношении КНР еще тише, чем оно хотело бы. Столичные жители начали марафон демонстраций против проигравшей выборы партии Гоминьдан, правившей Тайванем с момента прихода власти коммунистов на материке и до нынешних выборов. Штаб-квартира партии окружена демонстрантами и пикетчиками практически круглосуточно, импозантное здание оцеплено колючей проволокой и защищается цепочками полицейских. Толпу иногда успокаивают водометами. В субботу планируется вывести на улицы Тайбэя до 100 тысяч демонстрантов, к которым присоединятся многие депутаты парламента. Пока что главное требование протестующих - отставка всей верхушки Гоминьдана и в целом реформа партии, однако нет сомнений, что это только начало.
По сути, Тайвань повторяет опыт соседних азиатских стран - Южной Кореи, Филиппин, Индонезии, - где введение демократии приводит не только к уходу с авансцены сил, которые правили долгие десятилетия (и заодно создавали там мощную экономику), но и к преследованию прежних лидеров. Обычно - за коррупцию, реальную или мнимую. Тайваньцы - горячий народ, и вряд ли стоит ожидать, что они успокоятся лишь голосованием за вчерашних оппозиционеров. Минимальные последствия назревающей "уличной революции" - спад в экономике, максимальные - выход из-под контроля властей ситуации с переговорами с КНР. То есть кризис по всем азимутам.