НАЧАЛСЯ официальный визит президента США Клинтона в Южную Азию. Впрочем, "в Южную Азию" - это громко сказано: прибыв вечером в воскресенье в Дели, утром в понедельник он вылетел в Бангладеш, где из вежливости провел полдня; а по завершении поездки намерен, также на полдня, остановиться в Исламабаде, чтобы призвать генерала Мушаррафа к восстановлению в Пакистане демократических норм и отказу от правления военных. Остальное время - пять дней - американский президент проводит в Индии, и для него там подготовлена обширная программа.
Так что нынешний визит Клинтона на самом деле является визитом в Индию, а его продолжительность и то, что американский президент приехал в эти края впервые за последние 22 года, указывает на особую важность Индии в геополитике США.
После оживления индийско-американских отношений во второй половине 60-х гг., с 1971 г. наступил длительный период довольно прохладных отношений. "Виной" тому и подписание Договора о мире, дружбе и сотрудничестве с СССР, и победа Индии в войне с Пакистаном в том же 1971 г., и возникновение Бангладеш, и первые ядерные испытания Индии в 1974 г., и введение ею чрезвычайного положения в 1975 г. А из последних событий - повторные ядерные испытания в 1998 г., торговые войны, когда США резко квотировали индийский импорт, и трения по линии ООН и ДВЗЯИ и т.п.
То, что американский президент все-таки решил посетить Индию в такое сложное время, - сигнал, что США поняли, какой выгодный рынок представляет собой нынешняя Индия и что они готовы с ней сотрудничать. И хотя некоторые СМИ упорно утверждают, что основная цель визита Клинтона - попытаться "развязать" кашмирскую проблему, на самом деле это далеко не так. Тема Кашмира в нынешних индийско-американских переговорах официально вообще присутствовать не будет. Эта позиция Индии известна давно и являлась одним из условий визита. Тем более что сам президент Клинтон накануне визита подчеркнул, что Кашмир - тема двусторонних индийско-пакистанских переговоров и США не намерены вмешиваться в процесс, "если стороны сами об этом не попросят".
Итак, вернувшись в понедельник из Бангладеш в Дели, 21 марта американский президент начинает свой пятидневный официальный визит в Индию. Здесь предусмотрено все: и встреча в президентском дворце по высшему разряду, и выступление американского президента на совместном торжественном заседании обеих палат индийского парламента, и встречи и переговоры с высшими индийскими официальными лицами, и осмотр достопримечательностей индийской столицы, а также Агры, где находится Тадж-Махал, и Джайпура - "розового города", названного так из-за удивительно красивого цвета камней, из которых сложены его здания и дворцы, посещение предприятий, научных центров...
Стало также известно, что, несмотря на все меры, в индийскую столицу проникли экстремистские элементы из числа кашмирских сепаратистов, готовые устроить теракт в отношении Клинтона. Поэтому меры безопасности в индийской столице просто беспрецедентные: город похож на военный лагерь, где на каждом углу военные с автоматами, движение по основным магистралям затруднено специальными заграждениями, беспрестанно по городу снуют военные патрули, а в официальные учреждения накануне визита пускали только после тщательнейшей проверки.
Особняком в программе визита Клинтона стоит однодневное посещение Хайдарабада - этого "кибергорода" современной Индии, который превратился в огромного производителя компьютерных программ, пользующихся стремительно растущей популярностью в мире, принося казне ощутимый доход. Помимо посещения Индийско-Американского центра по изучению международных проблем в очень известном университете Османия, президент Клинтон намерен побывать и в "образцовом селе" Фатехпур в дистрикте Ранга Редди, и центре современных технологий "Сатьям", который, собственно, и дал начало компьютерной эре Хайдарабада. Многие аналитики обратили особое внимание именно на включение Хайдарабада в программу визита Клинтона: по сути, это признание на мировом уровне информационной индустрии Индии.
Ожидается также, что совместное заседание обеих палат индийского парламента может омрачить акция всех левых партий, которые накануне визита в один голос заявили, что будут бойкотировать заседание и проведут демонстрации протеста против визита "главного империалиста на землю самой большой демократии мира".
В чем причина такого гнева левых? Она лежит на поверхности: стремление США к однополярному миру и мировой гегемонии и как следствие навязывание своей воли другим странам, в том числе Индии, что серьезно ущемляет ее интересы не только в области дипломатии и международных отношений, но и в таких сферах, как внешняя торговля, экономическое сотрудничество (т.е. санкции, квоты, непредоставление передовых технологий, роль ВТО, МВФ и Всемирного банка, политика двойных стандартов, попытка американизировать хотя бы часть среднего индийского класса, навязывание своих взглядов по линии ДВЗЯИ, поддержка Пакистана и многое другое). Кстати, левые не одиноки в своих претензиях к администрации США. Их в Индии поддерживают очень многие. Впрочем, политика нынешнего индийского правительства, возглавляемого националистом Аталом Бихари Ваджпайи, в общем, смыкается с позицией левых по этим вопросам.
Что касается "остановки" в Исламабаде после завершения визита в Индию, то Клинтон намерен вновь призвать пакистанские власти к прекращению отношений с террористами и экстремистами всех родов, в противном случае Пакистан может быть полностью выброшен из современного международного демократического процесса. Буквально накануне самого визита в "Южную Азию" не было ясно, посетит ли Клинтон Исламабад, главным образом по двум причинам: из-за опасности непредсказуемых действий террористов и существования в стране военного режима, свергнувшего в прошлом году законно избранные власти. В этот-то момент и появилось сообщение, протиражированное буквально всеми СМИ: Усама бен Ладен критически болен, и его деятельность "существенно сократилась". Стало быть, опасность терактов снижается, и визит может состояться. "Вброс" показывает, насколько изменчива и нестабильна ситуация по ту сторону индийско-пакистанской границы. Кстати, к возможности визита президента Клинтона в Исламабад официальный Дели отнесся с восточной невозмутимостью, давая понять, что в нынешней сложной обстановке визит - частное дело США, а Индия достигла такого положения в мире, что не может излишне "дергаться" в связи с тем, что происходит по ту сторону границы.
Как бы то ни было, несмотря на внешнюю сбалансированность визита президента США в Индию, многие аналитики полагают, что он "слишком запоздал", имея в виду не столько экономические отношения между двумя странами, сколько политические, учитывая, что Клинтон "уходит".
Дели