ПЕРВЫЕ места в партере на смотринах Владимира Путина захватили "западники": сейчас проще назвать, кто из посланцев западных столиц еще не видел и. о. Молниеносные их налеты на Москву, однако, закончены. Что же касается стратегического союзника - КНР, то министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань будет находиться в Москве с 28 февраля по 1 марта, неспешно общаясь как со своим коллегой Игорем Ивановым, так и - как ожидается - с Владимиром Путиным "и другими официальными лицами".
"Сверкой часов" (одно из любимых выражений Иванова) Москва и Пекин занимаются постоянно; в частности, Тан и Иванов знакомы давно и беседуют на всех возможных форумах. Тан Цзясюань - японист, тихий и методичный человек, который хотя и не входит в высшее китайское руководство, но очень грамотно выполняет хорошо в принципе известную и ясную политику Пекина. Если же учесть, что год начался с визита министра обороны КНР Чи Хаотяня в Москву (китаец вернулся с построенным на российских верфях боевым кораблем с уникальным ракетным вооружением), а через несколько дней предстоит визит в Пекин вице-премьера Ильи Клебанова (это экономические вопросы), то перед нами предстает простая и мирная картина нормальных межгосударственных отношений, которых Москве так не хватает со многими странами Европы или Америки.
Очевидные вопросы, которые действительно будут обсуждать, а не пробегать на этот раз в Москве, - это совместная позиция по поводу планов США создать тихоокеанскую ПРО ТВД при активном участии Японии. Вопрос этот сейчас увязывается с очередным обострением обстановки вокруг Тайваня. Вашингтон на днях предупредил Пекин по поводу угроз в адрес Тайваня, содержащихся в опубликованной в КНР "Белой книге". Там впервые столь четко говорится, что, если остров и дальше будет отвергать предложения Пекина насчет переговоров об объединении, Пекин может прибегнуть к силе.
Ясно, что перед нами - война слов, а не флотов или самолетов. Тем не менее печальный опыт югославской войны год назад, когда абсолютно идентичные позиции Москвы и Пекина не успели вовремя вылиться в совместные акции, в некоторой степени научил "стратегических союзников" заранее проигрывать все сценарии возможных острых ситуаций и точно выяснять, чего ждать друг от друга. И можно не сомневаться, что здесь согласие будет полное. Другое дело - тоскливая картина экономических взаимоотношений, которую предстоит заново оценивать Илье Клебанову.