Эти подводные лодки класса "Кило" необходимо перевести с Северного флота на Черноморский. Фото из каталога "Оружие России" |
ИНИЦИАТИВА крупнейших нефтегазовых корпораций: российского "Газпрома", итальянской "ЭНИ", ряда турецких фирм о начале реализации подписанного ими проекта по строительству в 2000-2002 гг. газопровода из России в Турцию по дну Черного моря приобретает все более реальные очертания.
Как уже сообщалось, 29 ноября на внеочередном заседании правительства РФ подписан протокол по строительству газопровода и поставках природного газа из России в Турцию в рамках проекта "Голубой поток". Следующий шаг - ратификация этого протокола Государственной Думой РФ. Кроме Турции к этому проекту желает присоединиться Израиль. Реализация указанного проекта, рассчитанного на 20 лет, может принести России от 4,5 до 7 млрд. долл. в год.
Протяженность каждой из двух "ниток" газопровода от поселка Джубга на Черноморском побережье Краснодарского края до города Самсун на побережье Турции - 380 км, из них 280 км проходит по глубинам более одного километра. Глубины менее 1 км у берегов Турции на протяжении 87 км (из них 40 км - менее 500 м), у берегов России - соответственно 33 и 16 км. Максимальные глубины на трассе газопровода достигают 2140 м.
Россия как поставщик газа отвечает за безопасную работу газопровода. Помимо причин техногенных аварий на исправность работы газопровода могут повлиять и внешние силы, вплоть до международных террористов.
Обеспечить безопасность этой внешней морской топливной артерии может только Черноморский флот РФ (ЧФ). Однако за последнее десятилетие ЧФ значительно сокращен и уступает в 2,5-3 раза ВМС Турции как по количеству кораблей, так и по численности личного состава. Всем памятно распоряжение президента РФ Бориса Ельцина в 1995 г. "послать подводные лодки и остановить турецкое пассажирское судно "Аврасия" с российскими туристами, захваченными чеченскими террористами". Оказалось, что ЧФ имеет в боевом составе только одну подводную лодку, которая в тот момент не смогла выйти в море по техническим причинам. Аналогичное положение с подводными лодками и на Балтике.
Не случайно на заседании Совета безопасности РФ, состоявшемся 23 ноября текущего года, председатель правительства РФ Владимир Путин отметил, что "Россию выдавливают из Мирового океана", и указал на "ухудшение позиций российского ВМФ на Черноморском и Балтийском направлениях". Естественно ожидать, что, реализуя решения Совбеза РФ, правительство в кратчайшие сроки примет решение о перебазировании на ЧФ (в Севастополь) соединения из 5-7 дизель-электрических подводных лодок проекта 877 из состава Северного флота.
Необходимо также усиление авиации ЧФ новыми противолодочными самолетами и вертолетами. Ввиду того что во время строительства газопровода его трасса будет с высокой точностью установлена разведывательными спутниками США, эту информацию будет иметь ВМС США, их союзники и все, кто хорошо заплатит за нее. Таким образом, она может попасть и в руки международных террористов. Они, в свою очередь, имея сверхмалую подводную лодку, или с надводного судна, координируя его место по американской космической навигационной системе "НАВСТАР", приемоиндикаторы которой имеет каждый яхтсмен, способны повредить газопровод. Его ремонт на глубинах около двух километров представляет серьезную техническую сложность.
Другую угрозу газопроводу может составить атомная подводная лодка (АПЛ) "Парч" ВМС США, переоборудованная в начале 1990-х гг. из ударной АПЛ типа "Стерджент" для проведения специальных подводных операций на глубинах до 4-5 км. В последние годы американские ВМС все более настойчиво осваивают Черноморский театр военных действий, ежегодно участвуя в военно-морских маневрах на Черном море, где кроме них и Турции участвуют ВМС Украины, Болгарии и Румынии, которые намерены вступить в НАТО. Таким образом, эту угрозу не стоит недооценивать.
Периодические проверки состояния газопровода можно будет производить и с помощью глубоководного аппарата "Русь" конструкции Санкт-Петербургского ПКБ "Малахит", способного погружаться на глубину 6 км, государственные испытания которого будут закончены в начале 2000 г. При массе аппарата 24 тонны его можно оперативно доставить с Севера на ЧФ самолетом Ан-124 ("Руслан"), и с помощью носителя - океанографического судна ЧФ - операторы "Руси" могут технически и визуально обследовать всю трассу газопровода, так как Турция подобных аппаратов не имеет.