НЕ ПРОШЛО и месяца, когда бывшего федерального канцлера Гельмута Коля славили по случаю десятилетия падения Берлинской стены. Но сейчас "отец германского единства" оказался в центре внимания в связи со скандальными разоблачениями коррупции и незаконных финансовых махинаций, процветавших в верхах ХДС в бытность его четвертьвекового лидерства в этой партии. Увы, в те же последние дни ноября, когда можно было бы отмечать еще один юбилей - десятую годовщину декларации Коля из 10 пунктов в бундестаге, которая поставила германское воссоединение в ряд практических задач, - герою той эпохи пришлось сделать перед президиумом ХДС заявление из 4 пунктов и совсем иного порядка. Гельмут Коль признал, что помимо официальных денег партии в его личном распоряжении в нарушение закона имелись тайные счета.
ХДС и его верхи попадаются на причастности к коррупции не первый раз. В семидесятых годах это было громкое парламентское и судебное разбирательство относительно получения тайных "дотаций" от концерна Флика. Но практику пополнения партийной кассы незаконными путями это не остановило.
По закону все германские партии обязаны указывать в ежегодном финотчете своих спонсоров и полученные от них суммы, если они превышают 20 тысяч марок. Но, как сейчас выяснилось, 12 октября 1993 года посылочный концерн "Квелле" пожертвовал ХДС 100 тысяч марок, а чтобы не указывать их в упомянутом отчете, эта сумма была разделена на пять равных частей, каждая из которых поступала формально от одного из дочерних предприятий концерна. Такие деньги могли оседать в "черных кассах" Коля.
Другие крупные поступления предварительно многократно перебрасывались по различным счетам, как это типично при отмывании денег. А бывший казначей ХДС Вальтер Лайслер Кип просто получил в руки чемоданчик с черным налом - миллион марок наличными. Теперь ясно, что это была мзда партии Коля за "добро" федерального правительства на поставку для армии Саудовской Аравии германских бронетранспортеров производства концерна "Тиссен". Причем часть этих денег экс-казначей положил себе в карман. По подозрению в получении по этому же делу взятки в 3,8 миллиона марок разыскивается для ареста бывший заместитель министра обороны ФРГ Людвиг-Хольгер Пфальс, ударившийся в бега. Баварский делец Карлхайнц Шрайбер, скрывающийся сейчас в Канаде, поведал газете "Ди вельт", что, осуществляя в прошлом незаконные операции, он имел дело не только с казначеем ХДС, но и другими членами его руководства. На днях появились также сведения, что ХДС получил "финансовую подмазку" и при приватизации бывшего химгиганта ГДР "Лейна", проданного французскому нефтеконцерну "Эльф".
Как и на что использовались крупные суммы из "черных касс" Гельмута Коля, пока в подробностях не выяснено. Разве что один факт, когда председатель партии выдал, так сказать, из-под полы 300 тысяч марок на нужды партийной организации Шлезвиг - Гольштейна. Очевидно, таким же образом затыкались финансовые дыры во время избирательных кампаний.
Оправдывая былые негласные денежные "трансферы", Коль уверял, что делал это, только "желая служить партии", и теперь "сожалеет, если следствием этих действий стали недостаток прозрачности и контроля, а также возможные нарушения положений закона о партиях". Что ж, Гельмут Коль оказал последнюю крупную услугу своей партии, приняв удар на себя. Но это и удар по престижу исторической личности государственного мужа, вынужденного признать, что, будучи канцлером, он вопреки присяге нарушал законы государства. Недаром германские СМИ пишут в связи с его признаниями о "зиме патриарха", последней точке в "эпохе Коля".
Понятно, что новое руководство ХДС во главе с председателем партии Вольфгангом Шойбле старается выкарабкаться из болота, максимально ограничить ущерб от разразившегося скандала. Шойбле подчеркивает, что спонсорством "политические решения не покупались", а тайные деньги не использовались его предшественником для личного обогащения. Выручает христианских демократов отчасти то, что не сверкает чистотой и манишка правящей СДПГ. Так, из-за развлечений и отдыха "на халяву" на днях был вынужден уйти в отставку преемник Герхарда Шредера на посту премьер-министра Нижней Саксонии Герхард Глоговский, а ранее из-за подозрений в нечистоплотности при строительстве виллы пришлось убрать из ведомства федерального канцлера главу его аппарата министра Бодо Хомбаха.
В Берлине создана специальная комиссия бундестага по расследованию всплывших афер, работа которой, как здесь предполагают, может затянуться на годы.