При таком соседстве друг друга очень хорошо слышно... Фото-схема из журнала "Шпигель" |
Сначала никто не мог сказать, где и у кого находятся ключи от этих помещений. Администрация бундестага отвечала на соответствующие вопросы очень невнятно. И лишь дальнейшее наведение справок выявило, что на верхний этаж еще в 1997 году самовольно вселились "наблюдатели" Федерального ведомства по охране конституции.
Но то, чем занялась там эта германская спецслужба, к заботе о сохранности основного закона никак не отнесешь. В данном конкретном случае речь идет об элементарном шпионаже. Вернее, о неусыпной слежке германской контрразведки за российским посольством, находящимся на противоположной стороне той же улицы. Как выяснилось позже, шпики упомянутого ведомства сочли верхний этаж парламентского здания наиболее подходящим для себя местом, поскольку-де только оттуда пышные кроны деревьев, растущие на бульваре Унтер-ден-Линден (что означает в переводе "Под липами"), не загораживали наблюдение за российским дипломатическим представительством.
"Там, где сейчас заседает правление фракции СДПГ, - осведомленно повествует журнал "Шпигель",- вплоть до ноября прошлого года находилось высокотехнологическое оборудование. Это были специальные камеры, объективы которых были направлены на входы в посольство и находящееся рядом торговое представительство. Фотографировали любого, кто входил или выходил". Слежка проводилась в автоматическом режиме, без службистов, которые являлись якобы только за отснятыми пленками и для ухода за шпионской техникой. Скорее всего оттуда велось и подслушивание, хотя "защитники конституции" открещиваются от таких вполне уместных подозрений как черт от ладана.
Журнал уточняет, что социал-демократическим парламентариям пришлось приложить немало стараний, чтобы выселить шпионов из своего берлинского дома. Спецслужба было заупрямилась, не желая эвакуировать свою "станцию слежения". Пришлось апеллировать к высшему руководству Федерального ведомства по охране конституции в Кельне.
Свою беспардонную слежку за посольством и торгпредством РФ немецкие спецслужбы пытаются оправдывать в духе обычной антироссийской шпиономании: это, дескать, "центры русского шпионажа в Германии". Кроме того, на их взгляд, это позволительно потому, что соответствующие российские службы якобы поступают так с германскими учреждениями в России. Но по этой логике тогда и к ним можно приложить упомянутое немецкое пропагандистское лекало.
Раздавая всем сестрам по серьгам, "Шпигель" пишет, что старые привычки имеют долгую жизнь: "только попадаться при этом нельзя". Но немецкие "защитники конституции" как раз и попались. А сколько было потрачено сил и слов, чтобы создать впечатление, что шпионаж - это исключительно российское занятие, а у немецкой стороны руки просто стерильной чистоты. Различные германские деятели, в том числе официальные, благородно негодовали в СМИ, заявляя, что "российская шпионская активность в Германии" не укладывается в представления об отношениях взаимопонимания и сотрудничества между двумя странами. Но что теперь россиянам думать о добром немецком партнере, недреманное око которого занималось слежкой за посольством и торгпредством РФ в Берлине из здания парламентской фракции СДПГ? Да и есть ли гарантия, что шпики достойно звучащего ведомства по охране конституции не продолжают ту же деятельность с другой "станции слежения" - скажем, с берлинской телебашни или нового стеклянного купола рейхстага?