Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе президент России продолжил традиционную для него проверку уровня управленческой готовности к электоральным мероприятиям у тех губернаторов, которым осенью этого года предстоит участие в едином дне голосования (ЕДГ). За весьма короткое время проинспектирована и одобрена работа уже примерно трети из списка высших должностных лиц, которые скоро превратятся в кандидатов.
При этом Владимир Путин теперь не возражает против публичных просьб региональных руководителей благословить их на переизбрание. А также без сомнений выражает уверенность в ожидающем их успехе, если они останутся на постоянном контакте с гражданами. Примерно в таком духе президент и ответил на соответствующий запрос главы Башкирии Радия Хабирова после его отчета о проделанной за пять лет работе и о планах как минимум до 2030 года. Уже известно, что в ближайшие дни Путин выслушает по той же схеме главу Калмыкии Бату Хасикова и губернаторов Астраханской и Волгоградской областей Игоря Бабушкина и Андрея Бочарова.
Интересно, конечно, было бы послушать, что сказал бы президент по поводу общественных коммуникаций главам Оренбургской и Курганской областей Денису Паслеру и Вадиму Шумкову, которые в этом году проходят серьезные испытания в связи с весенними паводками. Однако встречи Путина с данными губернаторами относительно их перевыборов вряд ли пройдут в ближайшее время. Тем более что как раз на минувшей неделе он провел примерно полдесятка совещаний по прошедшим и, возможно, еще предстоящим затоплениям ряда городов. А именно два вышеназванных региона и были в топе новостей по такому поводу.
Тем не менее есть большое сомнение в том, что сбудутся прогнозы многих экспертов в отношении вероятных отставок – якобы как минимум Паслера, но, может быть, и некоторых других губернаторов. Дескать, варяги-технократы показали, что они вполне эффективны, когда речь идет о текущей деятельности. И, мол, даже тогда, когда требуется та или иная мобилизация властной вертикали. Но вот если приходит какая-то беда, то такие губернаторы в отличие от политических тяжеловесов местного происхождения не могут попросить у населения в долг того доверия к власти, которое необходимо в чрезвычайных ситуациях. И приходится бросать на это дело федеральный ресурс в виде главы МЧС и социальных вице-премьеров. Правда, нынешние региональные чиновники – это порождение путинской кадровой политики, поэтому их ряды, видимо, останутся практически без изменений.
На прошлой неделе стало понятно, что привычный губернаторопад в 2024 году фактически отложен, если вообще не отменен. При этом по вполне техническим причинам, к которым в первую очередь относится СВО, во вторую – природные и санкционные происшествия и проблемы. В третью очередь, но не в последнюю, это и дефицит тех, кто не просто бы хотел получить пост в каком-то регионе, а справился бы с возлагаемыми на таком посту обязанностями. Наконец, четвертая, и она, судя по всему, главная, причина отмены губернаторских замен в контексте ЕДГ-2024 – это инаугурация президента 7 мая. После нее произойдет сначала отставка нынешнего правительства, потом – назначение нового, а затем по принципу домино пойдут волны должностных перемещений по всем направлениям. Часть из них, возможно, коснется и региональных чиновников.
В связи с тем, что не только кадровая политика в регионах, но и выборы там превратились в чисто техническое дело, на минувшей неделе о своих перспективах явно задумались парламентские партии. Их электоральные рейтинги не демонстрируют какого-либо оживления. Понятно, что это не очень волнует «Единую Россию», уже приступившую к очередным предвыборным праймериз. Их главная задача в текущем периоде – выдвижение в депутаты разного уровня пока лишь героев СВО. Иными словами, это ограниченно-дозированное обновление управленческой элиты, сейчас похожее не более чем на пиар. А вот партии системной оппозиции явно пребывают в кризисной фазе – и каждая ищет собственный из нее выход.
Например, коммунисты официально признали проблему сокращения ядра своих избирателей. Так что левые продолжают презентовать себя Кремлю в качестве альтернативной партии власти про запас. И они серьезно строят надежды на тех или иных «черных лебедей», которые вынудят руководство страны изменить ее курс. ЛДПР, похоже, уже не так сильно мечтает подвинуть Компартию со второго места, однако официальная социология на прошедшей неделе, похоже, опять вернулась к данной парадигме. На позицию повыше вытягивают через соцопросы и «Новых людей», которые уже опережают показатели «Справедливой России – За правду». Тем не менее как раз лидер эсэров Сергей Миронов всем и показал, с каким размахом следует претендовать на захват общественно-политических ниш. Он стал учредителем общегражданского движения «Мы есть русские», которое вроде бы создавалось по инициативе снизу. Впрочем, на ключевых позициях там оказались ставленники именно Миронова.