Фото Reuters
Центральным событием недели стал скандальный отъезд за границу допрошенного в Следственном комитете ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева. Как выяснилось, интересовались следователи его работой над экспертным заключением Совета по правам человека по второму «делу Ходорковского». Особенный интерес следователей вызвал вопрос финансирования этого доклада. Ведь это самое финансирование, подтвердись оно, сможет стать поводом для обвинения Ходорковского в создании организованной преступной группы, препятствовавшей правосудию. Отсюда вырастает возможность третьего дела против экс-главы ЮКОСа, и придумывать ничего особенного не нужно, выделив его из не закрытого еще уголовного дела 2003 года против «неустановленной группы лиц». Именно такой сценарий в свое время был разыгран с Ходорковским при организации второго дела.Гуриев оказался дважды виноват перед властями: его еще угораздило поддержать – финансово – Алексея Навального. И, наконец, напомним: Гуриев – член открытого правительства Дмитрия Медведева. Сегодня и дня не проходит, чтобы тот или иной чиновник обычного, «закрытого», так сказать, кабинета министров не оказался объектом суровой критики. Часто – со стороны лично президента.
Так произошло в конце недели, к примеру, когда Владимир Путин на заседании Госсовета сурово отчитал главу Минрегиона Игоря Слюняева. Тот представил президенту программу модернизации ЖКХ, не согласованную в правительстве. Путин уличил Слюняева в попытках заручиться его поддержкой в этом деле, а Медведева – в том, что его министры пренебрегают важной процедурой. Не только чиновникам было указано на необходимость выполнять должным образом указания президента. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев на том Госсовете попытался было оспорить решение о повышении преподавательских зарплат до среднего уровня по региону – и был жестко остановлен Путиным. Шанцев объяснил, что в этом случае придется поднять тарифы. Но Путин его даже не дослушал, вернув на землю – то есть к обязанности не рассуждать, а выполнять.
Еще одной важной темой недели стала проблема мигрантов. Сначала глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский на коллегии своего ведомства сообщил тревожные цифры – каждое второе преступление в столице совершают приезжие. Вечером в среду в Москве задержали около тысячи мигрантов, половина которых оказались нелегалами. А в четверг с трибуны Совета Федерации замдиректора ФСБ Александр Рощупкин заявил, что среди мигрантов действуют «определенные силы», которые ведут подрывную и разведывательную деятельность против России. И что делается это якобы при поддержке международных организаций и НКО. Понятно, что на «иностранных агентов» теперь всех собак вешают. Но у выступления Рощупкина оказалось неприятное послевкусие: государство не просто признает серьезность проблемы, но и расписывается в бессилии ее решить. Подобно Госнаркоконтролю, который ежегодно пугает нас цифрами роста потребления наркотиков, но при этом не радует победами над оргпреступностью в этой области, ограничиваясь задержанием мелких дилеров и наркоманов.
Началась неделя и закончилась вестями с фронта – Народного. В понедельник прояснились некоторые детали учредительного съезда, которыми поделились с прессой его организаторы. А в субботу, за три дня до него, провела свой форум партия «Родина» – важнейшая составная часть ОНФ. Мероприятие выглядело полувоенным. Во всяком случае, многие участники пришли на съезд в камуфляже, а прибывший на форум патронируемой структуры вице-премьер Дмитрий Рогозин даже подарил соратникам муляж автомата Калашникова. «Родина», не мудрствуя лукаво и не изобретая велосипеда, сделала своей программой семь предвыборных статей президента. И красиво назвала ее «Семь ударов Путина».
На фоне всех этих пышных событий и обсуждений едва не затерялась важная новость. Европарламентарии, заявил в субботу постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов, накануне екатеринбургского саммита Россия–ЕС не только отказались принять аналог американского «списка Магнитского», но даже решили его не обсуждать.