Фото Reuters
Самый сомнительный законопроект последнего времени – о защите чувств верующих – прошел в Госдуме второе чтение. Формальная уступка возмущенной общественности – отказ от отдельной уголовной статьи по этому поводу и снижение срока заключения с пяти до трех лет – не изменила сути документа. За «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, в том числе в местах религиозного почитания» можно поплатиться полумиллионным штрафом и исправительными работами. В результате верующих в отличие от атеистов наделили особыми правами, проигнорировав главный принцип Конституции – равенство граждан перед законом. Верующих и неверующих, в частности. После того как проект будет принят в третьем чтении и подписан президентом, любой гражданин с православным крестиком на груди или в оранжевом буддистском балахоне (защищать – так всех!) сможет засудить любого своего оппонента-«безбожника». При том что юридически проверить истинность чувств верующих не представляется возможным. Как, впрочем, и определить, на чьей стороне правда в теологическом споре.Если в «чувствительной» истории сценарий более-менее определился, то вариант задуманной бизнес-омбудсменом Борисом Титовым широкой амнистии для предпринимателей не получил на прошедшей неделе оптимистического развития. На четверговой вечерней встрече в Воронеже Владимир Путин назвал проект Титова «сырым» и предложил авторам инициативы основательно его проработать вместе с прокурорами и экспертами. На взгляд Путина, следует более четко определить группы предпринимателей, подлежащих амнистии: «Есть финансовые мошенники, а есть сидящие за криминальный экспорт материалов двойного назначения, которые можно использовать для производства оружия».
Добавим, что проблема эта имеет еще один спорный аспект. По данным Левада-Центра, хотя большинство граждан и не возражают против подобного рода амнистии, каждый третий россиянин с инициативой Титова не согласен. Возможно, отчасти потому, что задается вопросом: почему именно бизнесменам следует сделать такой подарок? Чем отличается предприниматель от любого гражданина, ставшего жертвой чрезмерной жесткости отечественного правосудия? Путин сообщил, что проконсультируется с правительством по вопросу амнистии. Напомним, что Титов предложил освободить заключенных, отбывающих наказание за мошенничество, присвоение или растрату, присвоение имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Вероятно, многим россиянам покажется странной идея освободить, например, Мавроди, который даже из тюрьмы еще недавно продолжал успешно злоупотреблять их доверием.
Кажется, версия «НГ» о том, что график исполнения кабинетом министров прошлогодних майских указов президента может стать под Новый год формальным основанием для отставки правительства, находит подтверждение. На прошедшей неделе Путин специальным распоряжением поручил Медведеву оперативно разработать и утвердить план деятельности министерств в этом направлении к 8 июня. Между тем многие эксперты полагают, что выполнение задач, поставленных Путиным в инаугурационных указах, нынешнему правительству не по плечу.
Два события прошедшей недели показали, что «дело Магнитского» и «закон Димы Яковлева» (ответ России на «дело») остаются в российской политике. А также в российско-американских отношениях. Хотя официально эти события никак не связаны между собой. С одной стороны, обнаружилось, что 30 детей, уже познакомившихся со своими усыновителями из США, не будут выпущены из страны. И буквально через несколько дней Интерпол снял со своего сайта заявку России по поводу главы Hеrmitage Capital Уильяма Браудера. Напомним, еще 7 мая Национальное бюро Интерпола России, входящее в состав МВД, направило запрос в страны – члены Интерпола с просьбой «сообщить» о местонахождении Уильяма Браудера с целью его задержания на границе и создания препятствий для его международной кампании по введению санкций в отношении коррумпированных российских чиновников. Интерпол заявил, что его специальная комиссия приняла решение исходя из жалобы Браудера.