Генерал Маккристал (на снимке – слева) получит подкрепления.
Фото Reuters
Военно-политические сюжеты выделялись на фоне обычных событий. В понедельник поступила первая реакция Запада на опубликованный накануне российский проект Договора о европейской безопасности. Обещания «изучить» и «обсудить» поначалу выглядели не очень многообещающе, но все же ободряло то, что главные державы смогли устоять перед инстинктивным позывом сказать «нет» Москве. Это явное свидетельство меняющейся психологии отношений. В конце недели глава российской дипломатии Сергей Лавров имел возможность разъяснить проект на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ (в четверг), а затем и на министерской встрече Совета Россия–НАТО (в пятницу).
Это было первое заседание совета на уровне министров со времени августовской войны в Закавказье. Стороны помирились – наметили «дорожную карту» развития двусторонних отношений, согласились перестроить работу совета. Договорились сообща проанализировать угрозы безопасности и создать специальную рабочую группу по вопросам противоракетной обороны, утрясли вопросы взаимодействия по Афганистану – Россия пообещала помочь, но, разумеется, не солдатами.
Свое решение по Афганистану объявил в среду Барак Обама. Выступая перед курсантами Вест-Пойнтской военной академии, он объявил, что направляет в эту страну подкрепления численностью 30 тыс. солдат. Командирует в ударном порядке – они должны прибыть на место в течение примерно полугода, а уже через полтора года начнется их вывод. Такой жесткий график побуждает командиров контингента действовать решительно, а президента Афганистана Хамида Карзая – спешить с укреплением своей армии.
У плана две слабости. Первая – ненадежность расчета на волю нынешнего режима в Кабуле к выживанию: до сих пор он ее не проявлял. Вторая – упор на решительные действия в сравнительно короткий срок, без учета способности противника на время отсидеться где-нибудь в горах Тора-Бора или по пакистанскую сторону границы. На первую слабость указывают либералы из Демократической партии США, для которых Карзай – чистой воды коррупционер. На вторую кивают власти в Кабуле и Исламабаде, о ней криком кричат в Вашингтоне консерваторы-республиканцы. Шефу Пентагона Роберту Гейтсу сразу же пришлось заверить Конгресс, что сроки ухода из Афганистана могут быть подкорректированы, если этого потребует обстановка. К тому же он дал понять, что сравнительно рано начинающийся вывод войск в дальнейшем будет растянут по времени и продолжится два-три года.
Впрочем, у Обамы нет большого запаса времени, ведь ему надо добиться значимого успеха и начать отводить первые части до новых президентских выборов 2012 года. Даже раньше – к основной части избирательной кампании.
Руку помощи протянули Вашингтону партнеры по НАТО и некоторые другие страны. Генсек альянса Андерс Фог Расмуссен объявил в пятницу, что всего 25 государств выделят дополнительно 7 тыс. солдат. Речь идет не только о странах НАТО. Среди откликнувшихся называют, в частности, Грузию (920 человек) и Армению (80 солдат). Правда, эксперты насчитали конкретных обязательств на 5,5 тыс. солдат, а остальные были, видимо, обещаны неофициально.
Военная тема недели завершилась совместным заявлением Дмитрия Медведева и Барака Обамы по поводу окончания действия Договора СНВ-1. Оба президента выразили «принципиальную приверженность продолжать сотрудничать в духе Договора о СНВ». Они твердо намерены обеспечить скорейшее вступление в силу нового договора о стратегических вооружениях. По словам помощника президента США по национальной безопасности Джеймса Джонса, это «вопрос нескольких дней или пары недель».
И еще одно событие, но чисто дипломатическое. В четверг в ходе посещения Ватикана Дмитрий Медведев сообщил, что он подписал указ об установлении дипломатических отношений между Россией и этим государством. Это 191-я страна, с которой у России дипотношения. В Ватикане всего 800 жителей и 450 граждан, большая часть которых работает в представительствах за рубежом. Важность Ватикана в международных отношениях состоит в том, что он является местоположением престола Папы Римского, главы крупнейшей христианской церкви – католической.