Новые руководители ЕС пользуются репутацией технократов.
Фото Reuters
Наконец-то разрешилась интриговавшая всех уже несколько недель загадка: кто станет первым избранным президентом Евросоюза, а кто министром иностранных дел. На неофициальном саммите ЕС в Брюсселе в минувший четверг лидеры всех входящих в ЕС 27 стран избрали нынешнего премьер-министра Бельгии Хермана ван Рэмпоя президентом Европейского совета, как официально называется президентская должность, а еврокомиссара по торговле баронессу Кэтрин Эштон – высоким представителем по внешней политике, иначе говоря министром иностранных дел ЕС.
В СМИ звучат голоса изумления и даже протеста – обойдены яркие личности вроде британского экс-премьера Тони Блэра. Однако избрание было единогласным. И это говорит о многом. Прежде всего о том, насколько хорошо поставлена оргработа в руководстве ЕС. И о том, что требовались именно такие фигуры, как Рэмпой и Эштон, внешне бесцветные люди, не претендующие на особую роль в истории ЕС.
У новых руководителей свои достоинства. У Рэмпоя сложилось хорошее взаимопонимание с лидерами таких ведущих стран Евросоюза, как Франция и ФРГ. Эштон же избрана как англичанка вместо отказавшегося баллотироваться Дэвида Милибэнда. Ведь Великобританию нельзя было оставить ни с чем – это еще больше обособило бы эту страну в Евросоюзе.
Общее у Рэмпоя и Эштон – тот факт, что оба имеют экономическое образование. Причем Рэмпой учился в иезуитском колледже. Сходны они и своей личной непритязательностью. Французская Monde сообщает, что у Рэмпоя репутация человека, способного «убить своих противников, не оставляя следов». Эштон – жесткий переговорщик.
Другое крупное событие состоялось в тот же день, но несколькими часами раньше в Афганистане. Там принял присягу и вступил в свой второй президентский срок Хамид Карзай. Участвовавшая в мероприятиях инаугурации госсекретарь США Хиллари Клинтон провела с Карзаем беседу, в ходе которой предупредила, что решение Обамы о направлении подкреплений в Афганистан будет зависеть от того, насколько решительно власти Кабула будут бороться с коррупцией.
Правда, вскоре шеф Пентагона Роберт Гейтс скорректировал Клинтон. По его словам, Вашингтон будет воздействовать на Карзая через «чековую книжку» – размеры помощи. Оплачиваемые заграницей контракты являются важнейшим источником коррупции в Афганистане. Теперь же, регулируя поток денег, США будут бороться с создаваемой ими же коррупцией.
На церемонии в Кабуле Карзай первым назвал сроки вывода иностранных войск из его страны. По его словам, афганская армия должна будет через три года взять на себя ответственность за безопасность в восточных и южных районах, где больше всего талибов. Узнал от Клинтон? Скорее понял, что Обама должен к моменту перевыборов показать результат.
Сам Барак Обама был в это время в Китае. Он выступил в Шанхае с речью перед студентами об отношениях между США и КНР. Основные каналы телевидения не стали его транслировать.
Между тем показатель популярности Обамы впервые опустился ниже 50% – из-за сохраняющейся высокой безработицы в стране, споров из-за реформы системы здравоохранения и неясных перспектив войны.