Американцы ждут подкреплений в Афганистане.
Фото Reuters
«Евросоюз должен прекратить работать как бывший СССР» – эти слова экс-президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги сказаны по важному случаю – начавшемуся процессу избрания нового президента Европейского совета, которого для краткости все называют президентом Евросоюза. Возможность перейти к практической реализации Лиссабонского договора, в числе прочих нововведений учреждающего президентский пост, возникла после того, как в пятницу премьер-министр Чехии Ян Фишер прибыл в Рим и передал МИД Италии текст документа о ратификации этого документа, подписанный президентом республики Вацлавом Клаусом.
Вике-Фрейберга оказалась весьма настойчивым претендентом на новый пост, но большого собственного желания и поддержки со стороны сравнительно небольших стран в составе ЕС недостаточно. Отсюда жалоба политика, что большие страны на «советский» лад хотят решить вопрос между собой. В общем, Латвия вышла из одного союза и попала в другой, работающий так же.
Тем временем американский президент Барак Обама, добившийся одобрения палатой представителей законопроекта о реформе системы здравоохранения страны, сделал еще один шаг к реализации другого обязательства, взятого им для себя в предвыборной борьбе. Как объявил министр юстиции США Эрик Холдер, в Нью-Йорке предстанут перед судом пять лиц, обвиняемых в причастности к терактам 11 сентября 2001 года, в том числе Халид Шейх Мухаммад, который, как утверждают, непосредственно планировал эти атаки. Это обеспечивает возможность закрытия тюрьмы Гуантанамо, одних ее узников будут судить на территории США, а тех, в отношении которых нет достаточно улик, отпустят в страны, соглашающиеся их принять.
Ньюйоркцы неоднозначно прореагировали на это решение. Кое-кого не устраивает перспектива проведения суда рядом с местом гибели их сограждан. Позвучало и энергичное «против» со стороны республиканцев. Лидер республиканцев в сенате Митч Макконнелл заявил, что доставка обвиняемых из Гуантанамо в США «подвергнет американцев ненужному риску».
Успехи Обамы пока относительные – начатые дела надо еще довести до конца. Да и не все идет гладко. Так, неожиданно объявил о своей предстоящей отставке юрисконсульт Белого дома Грегори Крейг, занимающийся проблемой закрытия тюрьмы Гуантанамо.
Но главную головную боль для Обамы по-прежнему создает ситуация в Афганистане. На последнем совещании в Белом доме, посвященном новой стратегии действий в этой стране, большинство советников президента высказались за посылку в эту страну дополнительно 30 тыс. военных. Но Обама так и не принял решения. Громко против высказался вице-президент США Джозеф Байден. Но дело даже не столько в нем. Неожиданно посол США в Кабуле генерал Карл Эйкенберри, который в прошлом был командующим войсками США в Афганистане, пошел против рекомендаций нынешнего командующего генерала Стэнли Маккристала. В секретной докладной записке в Вашингтон посол высказал мнение, что наращивание иностранного контингента приведет к ослаблению желания афганцев самим сражаться с талибами.
Фронда посла спутала все карты в Вашингтоне. В смятении даже дипломатическое ведомство, глава которого Хиллари Клинтон высказалась в пользу посылки подкреплений. Сразу же Госдепартамент затеял проверку работы посольства в Кабуле, где сотрудники жалуются на действия посла, заставляющего их перерабатывать. Это может дать удобный повод для отзыва главы дипмиссии, если это потребуется.
Сам президент Обама выехал в Азию, где побывал в Японии и пообещал новые переговоры о судьбе одной из баз на Окинаве. И даже высказал понимание стремления премьера Юкио Хатоямы к пересмотру формулы японо-американского союза. Мы, мол, оба избраны под лозунгом перемен.
В Сингапуре, где состоялся саммит АТЭС, прошли встречи принимающего в нем участие президента России Дмитрия Медведева с Обамой и председателем КНР Ху Цзиньтао. Местные СМИ обращают особое внимание на высказывания российского руководителя о том, что на настоящем этапе протекционизм – главная угроза мировой экономике. Кроме того, они обращают внимание на готовность РФ и КНР использовать во взаимных расчетах свои валюты. «Дело идет к «золотому юаню», – считают комментаторы.