Главным событием прошедшей недели для армии и флота стал, безусловно, указ президента № 537 от 12 мая, которым утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». И дело тут не только в том, что этот базисный документ ждали в войсках достаточно давно. Без него невозможно создать Военную доктрину, а без Военной доктрины, где будут четко поставлены задачи перед Вооруженными силами страны, нельзя проводить военную реформу или, другими словами, придавать новый, перспективный облик Российской армии.
То, что сегодня происходит, когда без законодательного и идеологического обеспечения, глубокого научного обоснования почти в два раза сокращается офицерский корпус, расформировываются дивизии и создаются бригады, перетасовываются военные учебные заведения и переводятся из города в город главные штабы, служивые называют «размещением телеги впереди лошади». Но руководство Минобороны никакого внимания на подобные филиппики не обращает. С упорством, достойным лучшего применения, гнет и гнет свою линию. Единственное, что пока чуточку притормаживает рвение реформаторов, это отсутствие достаточного количества денег на задуманные преобразования.
Вот и переезд Главного штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург, необходимость и обоснованность которого никто из высших военачальников так и не удосужился объяснить, как сообщают официальные источники, форсироваться не будет. Правда, и не приостановится. Но станет проводиться с учетом наличия необходимых средств. А то, что их потребуется никак не меньше, а скорее, много больше миллиарда долларов, или более 35 млрд. руб., давно известно. Этих денег в казне пока нет.
Нехватка средств скажется и на таком показательном для главы военного ведомства нововведении, как переодевание Вооруженных сил в новую форму одежды, участие в создании которой принимал известный столичный модельер Валентин Юдашкин и в которой два года подряд по Красной площади шагали парадные коробки воинских частей и высших военных учебных заведений. В войска она до сих пор не дошла. Хотя, как сообщил редакции начальник Тыла вооруженных сил – заместитель министра обороны генерал-полковник Дмитрий Булгаков, все это время она проходила экспериментальную проверку в отдельных подразделениях. В нее вносились соответствующие изменения в связи с пожеланиями солдат и офицеров. Теперь военные ждут указа президента о введении новой формы одежды, а затем, как сказал генерал, потребуется не меньше трех лет, чтобы переодеть в нее всю армию.
Плохо с деньгами у военных и на покупку жилья для увольняемых в ходе реформы. Президент поставил задачу министру обеспечить всех, кому это положено, постоянным жильем до конца 2010 года, а остальных – служебным до конца 2012 года. Но в 2009 году планируется закупить квартиры только для 40 с небольшим тыс. сокращаемых в запас, а всего их среди бесквартирных 90 тыс. Как будет решаться эта проблема, пока неясно. В бюджете 2009 года выделены средства на закупку всего 17,7 тыс. квартир для военных. А тендеры на право принять участие гражданских организаций в строительстве социально значимого жилья для военнослужащих по заявкам Минобороны начинаются только 25 мая.
Словом, куда ни кинь – везде финансовые проблемы. Многообразие их ставит серьезный вопрос о возможности реализации «Стратегии национальной безопасности до 2020 года» в той постановке, как она утверждена президентом. Но, видимо, надо надеяться на то, что ежегодно, как заложено в саму стратегию, она должна уточняться. Наверняка не только исходя из национальных интересов страны, но и в соответствии и с глубиной экономического кризиса.