Сара Вагенкнехт планирует провести организационный съезд своей партии 27 января 2024 года. Фото Reuters
Немецкие газеты обратили внимание на проблему финансирования создаваемой в стране новой партии левого толка, пока известной как Альянс Сары Вагенкнехт (см. «НГ» от 25.10.23). Главной внешнеполитической составляющей партии, первый съезд которой состоится в январе будущего года, является требование прекратить оказание Украине военной помощи и раскрытие подлинных причин российской специальной военной операции. Именно неприятие позиции России в конфликте с Западом верхушкой Левой партии, депутатом которой Вагенкнехт долгие годы была в Бундестаге, и явилось одной из причин ее выхода из этой партии – правопреемницы восточногерманской СЕПГ.
Уже только отрицание вины РФ за возникшие в Германии экономические проблемы подняло в СМИ волну ее обвинений в пророссийских симпатиях. И следующим шагом стали многочисленные расследования ее возможной связи с Москвой.
Пока немецким журналистам удалось выяснить, что Вагенкнехт открыла счет для сбора пожертвований для своей партии в банке группы Volksbank в саксонском городке Пирна. И на счет уже поступили за почти два месяца более 1 млн евро, в том числе и из-за рубежа. Газеты тут же принялись утверждать, что банк и его руководитель поддерживают тесные контакты с Москвой, давая понять, что и деньги, вероятно, идут из России. Но подтверждений этому нет. Газеты даже стали называть этот банк Volksbank Pirna, как бы намекая на его особое положение в банковской системе Германии. На самом деле группа Volksbank входит в австрийскую банковскую группу Raiffeisen, имеющую филиал и в Москве. Правда, этим все связи австрийских банков и их дочерних фирм с Россией и ограничиваются. На австрийцев оказывается мощное давление с требованием прекратить бизнес в России, но пока они не намерены покидать нашу страну.
Но надо отметить, что в Германии частные банки достаточно автономны в своих решениях, и в группе Volksbank, видимо, имеются как пророссийски, так и антироссийски настроенные менеджеры. Так, лично я пережил этим летом закрытие своего счета без объяснения причин в берлинском банке Volksbank Steglitz после смены менеджера, курирующего его счет. Хотя счет там был открыт в течение семи лет (см. «НГ» от 18.06.23). Многочисленные обращения за разъяснениями не приводили ни к какому результату. Мне просто цинично предлагали обращаться в суд, а это требует внесения денежного залога. И лишь неоднократная отправка документов о правомерности моего пребывания в Германии на основании аккредитации при правительстве ФРГ побудила руководство банка ответить: если я обращусь к ним за открытием нового счета, то мне его откроют.
В то же время в Саксонии, где я некоторое время жил в городке Торгау, счет мне в том же Volksbank были готовы открыть на основании тех же бумаг, которые имелись в берлинском филиале. Объяснение простое: Саксония – территория бывшей ГДР, и там чиновники настроены терпимее к России, чем в Берлине.
Поэтому выбор Сарой Вагенкнехт Саксонии для открытия счета для своей партии я, опираясь на собственный опыт, понять могу. Тем более что и премьер-министр этой земли Михаэль Кречмер (ХДС) недавно публично требовал возобновить работу оставшейся ветки «Северного потока – 2» для решения проблем энергоснабжения Германии.
Позиция Вагенкнехт, партия которой, согласно опросам, может набрать на предстоящих выборах столько же голосов, что и «Зеленые» или социал-демократы (СДПГ), явно вызывает острую озабоченность в Берлине. Только этим могу объяснить недавнее обращение ко мне за интервью немецкого журналиста Роланда Батона из онлайн-издания Telepolis, принадлежащего известной в Германии издательской группе Heise, с вопросом о связях Вагенкнехт с Москвой.
Обращение ко мне он объяснил тем, что я (по версии посольства РФ в Берлине) – единственный пишущий российский журналист, аккредитованный в Германии. Остальные же коллеги – телевизионщики. Журналист обратился с таким же вопросом и к известному германисту из Института Европы РАН Владиславу Белову. Наши ответы, судя по публикации Батона, были идентичны: Вагенкнехт малоизвестна в России, связей с Москвой не имеет, и российская пресса порой даже неправильно называет ее имя.
Батон все это опубликовал, но в беседе со мной указал, что якобы наличие московских связей Вагенкнехт вызывает большой интерес в Берлине. Понять этот интерес вполне можно – на политическую арену в Германии выходит новая партия, не отягощенная антироссийскими предрассудками. И не связанная с «Альтернативой для Германии», которую сплошь и рядом обвиняют в правом экстремизме, в основном за ее взвешенную политику в отношении России.