На фото: отправка российских миротворцев в Карабах. Фото Reuters
Россия неожиданно для всех в ночь с 9 на 10 ноября после полутора месяцев ожесточенных боев между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах выступила с пакетом предложений по урегулированию конфликта, который был поддержан обеими сторонами, и позволил остановить затянувшееся кровопролитие. Ключевым гарантом безопасности предложения выступила сама России, предложив отправить своих миротворцев зону конфликта. В случае реализации всех заявленных инициатив впервые за много лет конфликта появляется небольшой, но реальный шанс переломить, наконец, ситуацию и повернуть жизнь Южного Кавказа в сторону мира.
Почти полтора месяца второй карабахской войны, неожиданно начавшейся 27 сентября, прошли без серьезного видимого вовлечения России. Да, в начале октября в Москве при посредничестве российского министра Сергея Лаврова была организована встреча на уровне министров иностранных дел. По итогам затянувшихся переговоров было одобрено перемирие, которое длилось меньше, чем сама встреча. Да, были регулярные и от этого звучащие дежурно призывы того же МИД РФ остановить кровопролитие и сесть за стол переговоров. Был ряд телефонных звонков на высшем уровне. Такая позиция России выглядела как минимум пассивной, с учетом того, что она является и сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта, и объективно исторически является главным медиатором и посредником конфликта. Пассивная позиция выглядела тем более странно, с учетом накала противостояния, количества жертв, в том числе среди мирного населения обеих сторон.
На фоне видимого бездействия Москвы беспрецедентно в конфликт была вовлечена Турция, активно выступавшая на стороне Азербайджана. Анкара не только политически, военно-технически поддерживала во всех действиях Баку, но и заявляла также о своих амбициях медиатора в рамках Минской группы ОБСЕ. Проактивность Турции на фоне пассивности России дала основание для выводов и оценок, что Москва проигрывает Анкаре в традиционной для себе зоне влияния Южного Кавказа, способствуя тем самым растущим неосманским амбициям Реджпа Эрдогана.
Предложения России стали неожиданностью для всех. Примечательно, что никакая дипломатическая активность не выдавала серьезную подготовку к переговорному прорыву. Президенты появились в эфире в режиме онлайн-конференции, по-будничному подписали соглашение и дали старт реализации плана по приостановке огня и отправке российских миротворцев. План заработал, самолеты из Ульяновска полетели.
Очевидно, что такой план не мог быть экспромтом и на коленке подготовленным проектом во время телефонных переговоров. Детальная проработка, согласованность с Арменией и Азербайджаном по таким принципиальным вопросам как миротворцы, статус уже перешедших под контроль Азербайджана регионов Карабаха, говорят о том, что проект готовился давно и выстрелил в тот момент, когда дальнейшее развитие событий могло пойти по самому непредсказуемому и кровопролитному сценарию – к решающей схватке за Карабах.
Если отбросить эмоциональные оценки, то получается, что российский пакет предложений в учет сложившегося к вечеру 9 ноября положению на линии столкновения практически совпадает по своему формату Мадридским принципам, разработанным Минской группой ОБСЕ в 2007 году. Азербайджанские районы вокруг Нагорного Карабаха возвращаются под контроль Баку, создается безопасный Лачинский коридор для связи между Карабахом и Арменией, у беженцев с обеих сторон появляется возможность вернуться в места проживания, разблокируются экономические контакты. Гарантом выполнения пакета инициатив выступают российские миротворцы. Вопрос решения статуса Карабаха откладывается до следующего раунда переговоров. Отличием является принадлежность Шуши и ряда районов Карабаха, которые уже перешли под контроль Азербайджана в ходе боестолкновений. Но самое главное, конечно же, увы, цена, заплаченная обеими сторонами за то, чтобы прийти к точке, которая была достижима еще полтора десятилетия назад без массовых жертв очередного обострения конфликта.
Есть ли риски реализации плана? Увы, есть. Во-первых, ситуация в Армении, где сразу же после появления информации о соглашении начались акции протеста несогласных с его условиями. Оппозиция и вчерашние сторонники Никола Пашиняна требуют его отставки и выхода из сделки. Если теоретически допустить такое развитие событий, то выход из сделки только усугубит ситуацию для Армении, так как шансов переломить ситуацию на поле боя у нее фактически нет, об этом говорят и сами армянские военные. Во-вторых, Турция по факту осталась за бортом соглашений, что конечно же не вписывается в представление Анкары в ее место и роль на Южном Кавказе. Уже сегодня мы видим, что Турция устами своих лидеров, руководства Азербайджана говорит о своем участии в урегулировании конфликта. Но по состоянию на утро 11 ноября Турция будет участником мониторинговой группы, размещенной вне Нагорного Карабаха, этим ее присутствие в регионе будет ограничено. Миротворцы в регионе будут только российские. Все эти договоренности существенно ограничивают турецкое влияние и присутствие на Южном Кавказе вопреки популярным домыслам и мифам о ее усилении.