Мамонтов – новый герой молодого поколения.
Кадр из фильма
Вчера в прокат вышел фильм «ПираМММида», основанный на истории печально известного предпринимателя Сергея Мавроди. Неделей раньше в клубе «Цвет ночи» состоялся первый открытый показ картины. Со зрителями пришли поговорить сценаристы Максим Василенко и Сергей Крайнев, вопросов к которым было много – странного героя они предложили российской аудитории.
Фильм «ПираМММида» способен вызвать интерес настолько, насколько вызывает интерес фигура предпринимателя Сергея Мавроди, жизненная история которого легла в основу сюжета. Учитывая, что по разным оценкам в акционерной обществе МММ было около 15 млн. вкладчиков, фильм должен пользоваться в России популярностью.
Правда, съемочная группа не раз подчеркивала, что снимает картину не о создателе акционерного общества, а о похожем на него человеке, но делалось это скорее для того, чтобы вольно обращаться с фактами. История Мавроди подается приукрашенной, подтянутой до уровня голливудского блокбастера с трагической смертью бывшей жены, любовницей-красоткой и злодеями государственного масштаба. Предприниматель-авантюрист носит фамилию Мамонтов, обладает многими привычками Мавроди, например, коллекционирует бабочек.
«Главную роль играет Алексей Серебряков, который внешне совсем не похож на прототип, – рассказал Максим Василенко. – Но если бы мы шли от внешнего сходства, то лишились бы большой части аудитории. Да и история любви выглядела бы неубедительно». В то же время Серебрякову удалось очень точно передать типаж этого своего героя. В фильме он предстает героем-идеалистом, которому не нужны деньги, не нужна слава. Что же нужно нашему герою? «Поставить мир раком», – это цитата из фильма.
Когда он ставит в это неловкое положение плохих парней из правительства, думающих только о наживе, – все более или менее понятно. Но ведь в такое же положение по вине Мамонтова-Мавроди попадают и рядовые россияне.
Их в кино нет вообще. Это некая человеческая масса, связанная одним чувством – жадностью. А Мамонтов-Мавроди «объединяет разрозненные человеческие жадности в одну большую силу, которая сможет даже правительства свергать». Он стремится к тому, чтобы весь мир отказался от денег и перешел на мамонтовки, тогда он сам – основатель финансовой пирамиды – будет правительством.
Но герой проигрывает схватку с властями, потому что его любимая задержалась, чтобы помочь пенсионеру с сердечным приступом, потерявшему последние сбережения на МММ. Игра закончена. Россия получила ту власть, которую получила. Мамонтов не смог.
«Мы хотели показать молодому поколению нового героя, озабоченного идеей, а не жаждой наживы», – в один голос твердили сценаристы. При этом, какая эта идея, кому она несет благо, для них не так важно. На вопрос «НГ» о том, какую реакцию на фильм создатели фильма ждут от вкладчиков МММ, Василенко и Крайнев смогли вспомнить только тех, кто на МММ крупно нажился, – уж они-то не имеют к Мавроди никаких претензий. «Нам была бы очень интересна реакция наших властей, – добавил Крайнев. – Я бы с удовольствием поговорил о фильме с Владиславом Сурковым. Та неприглядная бандитская власть – это же не только про 90-е, она такая и сейчас».
Не известна реакция и самого Мавроди. Как отразится выход картины на прибыль новой пирамиды Мавроди МММ-2011, созданной совсем недавно после выхода из тюрьмы, предсказать сценаристы не берутся.