НЕСМОТРЯ на то что Международный форум в Ялте именуется телекинофорумом, телевидение в этом году почему-то оказалось даже не на втором месте, а глубоко в тени. Как-то нечаянно и спонтанно оно обрело факультативный характер. Сами номинации оказались изначально рассчитаны на внимание скорее узкого круга специалистов. Трудно представить, чтобы кто-нибудь, кровно не заинтересованный в теме, шел на просмотр работ в номинации "Крым - международная здравница". Даже в деловом режиме не очень увлекательно смотреть множество документальных телекартин, не имея надежды добраться до художественных. Ни телесериалов, ни телевизионных фильмов. А ведь именно эти популярные жанры сейчас формируются и расцветают. Именно они роднят телевидение с большим кинематографом - и в них находит себе применение немало известных актеров, потенциальных гостей форума. Именно они востребованы широким зрителем, оказывая мощное воздействие на формирование новейших социальных и культурных мифов. Телевизионное игровое кино могло стать тем мостиком, который и воплощает специфическую суть телекинофорума. Уж не говоря о проблеме популяризации сравнительно нового начинания среди ялтинцев и курортников.
Однако форум кино и ТВ правильнее было бы назвать не "Вместе", а "Отдельно". Конечно, можно возразить, что и кинокартины далеко не все и не всегда собирали обширную аудиторию, не всегда получали сочувственный отклик коллег и критики. Но кино для кино как вариант "искусства для искусства" - это еще понятно. И концепция "фестивального проекта" уже реально утвердилась в бытовании современного кино. А вот ТВ для ТВ - все-таки нечто несовместимое с понятием телевидения.
Сама программа показов была организована до того камерно и без рекламы, что как публичная акция вообще не могла состояться. Широко, за пределами своего круга озвучить свою преданность телевещанию профессионалы в этой области могли и стремились весьма относительно. Гораздо чаще и громче звучали критические голоса нетелевизионщиков. Невольно вытекали выводы, что телевидение как продукт культуры и цивилизации неинтересно нормальным людям, тем более любящим кино, желающим развлечься или же занятым работой на круглых столах. ТВ оказывалось состоящим из нагнетания всяческих "не". Неискусство, неблагодарное занятие, нечестная коммерция. На круглом столе "Дети и экран: ТВ, кино, интернет" сильно досталось всей детской развлекаловке на телевидении, а в особенности псевдодетскому псевдотелевидению в лице "Телепузиков". Лейтмотивом большинства выступлений была идея дегуманизации сознания с помощью ТВ. На круглом столе "Согласованные законодательные основы защиты национальных экранных искусств" свое суровое слово произнес Владимир Семаго. Он заявил, что ТВ вносит свою лепту в деградацию отечественного кино. Так, существует негласное соглашение между телекомпаниями относительно цен на художественные фильмы США, Западной Европы и России. И российский фильм оказывается возможным продать на ТВ только за сравнительно малую сумму. Как продюсер быстро набравшего популярность "В августе 44-го" Семаго столкнулся с этой системой на собственном опыте.
Ялта