Вот что радует. Господин Великий Новгород совершил прорыв в непримиримой борьбе с пережитками мрачного прошлого в органах местного самоуправления. Что мы все помним со школы? Правильно: Новгородское вече, «Боярская республика» – пример недоразвитого народовластия. Так вот, этой разнузданной вольнице, которая, как утверждают историки, длилась шесть веков, наконец-то дан решительный окорот. Чай, не во времена Средневековья живем, а при развитой демократии. Вот и нечего галдеть.
В Новгороде разработаны правила депутатской этики. Они запрещают местным законодателям выкрикивать что-либо с места, выступать не по повестке дня и не по существу вопроса, выходить из зала в знак протеста, с целью срыва заседания, а также по другим мотивам, не признанным уважительными. А еще запрещено пользоваться мобильной связью.
Есть исследования, что попытки введения подобных ограничений совершались еще при княжеском правлении на Руси. Боярам, пришедшим на вече, запрещали таскать оппонента за бороду, а также сморкаться в оную во время его выступления, а токмо опосля; справлять малую нужду в его сторону в знак протеста, а также по другим мотивам, не признанным уважительными; заголять филейные части тела с целью срыва заседания и, конечно же, по другим мотивам, не признанным уважительными. Во время прений не позволялось бить несогласного с твоим мнением в нос, в глаз и не по повестке дня, а токмо в ухо и по существу вопроса. Ну а еще категорически было запрещено отправлять берестяные сообщения. По любым мотивам.
Во многих городах эти ограничения были приняты тысячу лет назад. Но только не в Новгороде. Как утверждают историки, Новгород так и не испытал в полной мере характерной для Руси княжеской власти.
Теперь же совсем другие времена. И это радует.