Самый глубокий кризис, который переживала швейцарская часовая промышленность в 2008–2009 годах, к настоящему времени оказался преодоленным и сменился периодом быстро растущего спроса главным образом со стороны стран Дальнего Востока, и прежде всего Китая. Такой общий вывод можно сделать по итогам выставок, которые по традиции проходили в Женеве во второй половине января. В общей сложности экспонировалось более тысячи различных моделей, поскольку выставочная активность часовых фирм не ослабла, а скорее активизировалась с тем, чтобы побыстрее ликвидировать кризисные потери. Им также важно нейтрализовать негативное влияние продолжающегося укрепления швейцарского франка, ведущее к удорожанию экспортной продукции.
Независимые наступают
Первой в воскресенье, 16 января, в Международном конгресс-центре Женевы открылась выставка так называемых независимых часовщиков. Здесь второй год подряд выставляются часы в основном молодых средних и мелких фирм, не принадлежащих мощным мультибрендовым концернам типа Swatch или Richemont. Эта новая выставочная площадка смогла закрепить и развить свой прошлогодний успех и пользовалась большим вниманием специалистов и прессы. По сравнению с 2010 годом площадь выставки была увеличена в три раза, а число экспонентов возросло с 38 до 60, то есть на 60%.
Явным лидером на выставке оказалась женевская фирма Quinting. Ее особое место на выставке нашло даже визуальное выражение – все посетители при входе и выходе проходили под аркой с рекламным слоганом фирмы «Quinting – часы для президентов». (Имелись в виду состоявшиеся в последние годы вручения престижных моделей этой фирмы ряду видных государственных деятелей, в том числе Клинтону, Путину и ежегодно меняющимся президентам Швейцарии.)
Quinting уделяет первостепенное внимание обновлению своего ассортимента путем революционных инноваций и занимает в часовой отрасли одно из ведущих мест по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как в абсолютных цифрах, так и в процентном отношении к своему обороту. Результатом таких работ явилась представленная на выставке большая серия транспарентных, то есть насквозь прозрачных, наручных часов. Такие часы трудно поддаются описанию, и не случайно в названиях их моделей встречаются такие слова, как «загадочные», «мистические», «бездонные». Дело заключается в том, что основу часового механизма составляют абсолютно прозрачные сапфировые диски, тогда как некоторые детали спрятаны в ободок корпуса.
Первые в мире насквозь прозрачные часы, разработка которых потребовала семь лет и 15 млн. долл., надежно защищены блоком патентов и сверхзасекреченными технологиями. Это позволяет фирме утверждать, что ее прозрачные часы – единственные в мире, которые невозможно скопировать. Прозрачность моделей открыла новые возможности для их художественного оформления. Так, в одну из моделей был «впущен» символ мира – белый голубь. Подобные часы были вручены, например, бывшему генеральному секретарю ООН Кофи Аннану.
В новой серии «Телескопиум» в прозрачное пространство помещены бриллианты, составляющие созвездие Большой Медведицы, вместо которого по желанию покупателя может быть изображено любое зодиакальное созвездие. Показательно, что знаменитый Dior выбрал прозрачные часы для создания совместного ювелирно-часового шедевра Christal Mysterieuse.
В категории «высокая степень сложности» на выставке состоялась мировая премьера часов «турбийон-барометр» женевской фирмы Da Vindice. В солидном корпусе рядом с часовым механизмом поместился миниатюрный анероидный барометр с изящной стрелкой, показывающей ожидаемые изменения погоды. Эти часы выпускаются ограниченной серией в 50 экземпляров в корпусах из белого или желтого золота и имеют внушительный вес в 360 граммов и размер 59 на 54 и на 23 мм.
На фоне массивных часов с барометром полной противоположностью выглядели модели молодой швейцарской фирмы Zeitwinkel, наиболее последовательно придерживающейся строгого неоклассического стиля. Девиз этой фирмы – «Престижные и надежные часы на каждый день без излишеств и поверхностной фантасмагории» – находил понимание у посетителей и обеспечивал их интерес.
Удачного сочетания классических традиций с авангардизмом добилась женевская фирма Pierre Thomas в своей элегантной коллекции Турбийон ХХL с диаметром 16 мм. Часы из этой коллекции получили Приз публики на проходивших в ноябре прошлого года Днях часов в Женеве.
Организаторы выставки смогли привлечь в текущем году ряд нешвейцарских часовых компаний. В результате наряду с явно преобладавшими лейблами Swiss made можно было увидеть интересные модели made in the USA (RGM Watch Co, Ritmo Mundo), fabrique en France (Bernard Richards Manufacture, Yonger & Bresson), made in Monaco (Ateliers de Monaco).
Часы и музыка
Не ошиблись организаторы выставки и с приглашением лидера в производстве музыкальных шкатулок и автоматов высшего класса – фирмы Reuge из швейцарского городка Сент-Круа. На ее стенде были представлены многочисленные экспонаты – от карманных часов с музыкой до поющих и двигающихся птиц-автоматов в декоративных клетках и до богато инкрустированных музыкальных шкатулок, исполняющих национальные гимны.
Впечатляющим был набор сменных механизмов, исполняющих специально аранжированные мелодии Моцарта, Вивальди, Дебюсси, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича или «Пинк Флойд», «Дип Перпл» и Элвиса Пресли. Неудивительно, что и в эпоху цифровой музыки уникальные изделия фирмы пользуются постоянным спросом, в том числе в качестве юбилейных подарков и предметов коллекционирования.
Пригородный салон
Выставка под довольно претенциозным названием «Всемирная презентация высокого часового и ювелирного искусства» проходила с 17 по 21 января в женевском пригороде Женто. Эта выставка ежегодно организуется группой GFM Watchland во главе с известной фирмой Franck Muller и с участием еще восьми входящих в эту группу престижных брендов.
Хитом выставки стала модель Гига – турбийон фирмы Franck Muller, известной своей тягой к «компликациям ради компликаций». Как явствует из названия модели, ее главной характерной чертой является турбийон «гигантского» диаметра – 20 мм. Это в два раза больше, чем у выставлявшейся в прошлом году модели Мега-турбийон. Новую модель с десятидневным резервом хода отличает также особый звук, напоминающий тикание морских хронометров. Полагают, что Гига-турбийон будет по звуку выделяться из всех других часов примерно так же, как знаменитый Харлей-Дэвидсон выделяется из всех мотоциклов.
В залах других брендов сенсационно выглядела коллекция старинного лондонского ювелирного дома Backes & Strauss, существующего с 1789 года. Эта фирма рассматривает часы как своеобразную витрину для своих бриллиантов, причем оформление моделей этого года было навеяно знаменитыми архитектурными ансамблями Лондона и повторяло их пропорции и контуры. Отсюда и названия моделей – Piccadilly, Regent, Berkeley.
Менее экстравагантными выглядели стенды фирмы Pierre Kunz, где выделялись весьма удачные по дизайну спортивные хронографы, мужские часы с квадратным турбийоном, а также элегантная дамская серия Belle Epoque.
Главной особенностью выставки в Женто можно, пожалуй, считать ее явную демократизацию и облегченный доступ для заинтересованных специалистов, тогда как проходивший одновременно в выставочном комплексе Palexpo Международный салон высокого часового искусства, напротив, резко ограничил доступ профессионалов, заявив в этом году о «еще более селективной политике приглашений». Это привело к заметному сокращению числа посетителей, хотя и не ослабило блеска самой гламурной из всех женевских выставок часов.
Как и в 2010 году, в салоне приняли участие 19 известнейших часовых фирм, входящих в концерн Richemont. Эти фирмы заблаговременно пригласили на салон сотрудников часовых магазинов, осуществляющих розничную продажу их изделий в разных странах мира, для ознакомления с новинками, обсуждения деловых проблем, оформления заказов и т.п. Иными словами, салон выполнял функцию ежегодного корпоративного съезда ограниченного круга профессионалов часового бизнеса, связанного с концерном Richemont.
Звонкий шедевр
Среди многочисленных экспонатов салона особенно привлекательной выглядела экспозиция известной часовой мануфактуры из немецкой Саксонии – Lange Uhren GmbH. Классическая строгость и подчеркнутая функциональность – этому принципу фирмы соответствовало даже оформление экспозиции, выгодно отличавшееся от китчевого вида некоторых других экспозиций, стилизованных под океанский пляж, старинную библиотеку, ипподром и даже под итальянскую площадь с велосипедистом – продавцом настоящего мороженого.
В центре внимания оказалась новинка в коллекции Lange Zeitwerk, наделенная механизмом, отбивающим четверти часа высоким тоном, а целые часы – более низким тоном. Уникальная акустическая функция легко выключается и включается простым нажатием специальной кнопки. Часы предлагаются в корпусе диаметром 44,2 мм из белого золота с черным циферблатом или из платины с циферблатом, покрытым родием. При этом платиновый вариант выпущен ограниченной серией в 100 экземпляров. В целом экспозиция Lange Uhren GmbH и ее бренда «A.Lange und Soehne» свидетельствует о том, что эта фирма вносит весомый вклад в возрождение и поддержание престижа прецизионных изделий made in Germany.
На стендах Piaget в центре внимания оказалась серия ультраплоских часов классического стиля. Эта фирма еще в конце 50-х годов установила занесенный в Книгу Гиннесса рекорд, изготовив автоматические наручные часы с толщиной механизма всего в 2,3 мм. Теперь же Piaget установил новый рекорд, выпустив автоматические часы с турбийоном, толщина которых составляет 10,4 мм, в том числе толщина механизма – 5,35 мм.
Уменьшились по толщине и диаметру часы и ряда других брендов. Как отметил один из местных журналистов, если haute couture осваивает модели для полных и движется от размера 40 к размеру 46, то в haute horlogerie движение идет в противоположном направлении – к среднему диаметру часов около 40 мм, тогда как еще пару лет назад преобладал диаметр в 45–46 мм.
Действительно, даже Panerai, в свое время положивший начало моде на тяжеловесные часы-мастодонты, представил на салоне сложнейший хронограф с диаметром корпуса в 40 мм. На менее громоздких, чем обычно, моделях сосредоточились и производители часов стиля хай-тек, в частности динамичная женевская фирма Roger Dubuis.
Лишь особо сложные часы с многочисленными новыми функциями не ощутили на себе эту тенденцию. Так, диаметр в 45 мм имеет корпус новаторской модели Master Compressor Extreme LAB фирмы Jaeger – LeCoultre. Эта широко разрекламированная модель не требует периодической сервисной смазки благодаря применению новейших материалов и технологий. Следует заметить, что технические достижения позволили некоторым другим фирмам увеличить интервалы между рекомендуемым сервисным обслуживанием или продлить сроки гарантии с двух до трех–пяти лет.
Одновременно с тремя описанными выше большими выставками в Женеве проходили монобрендовые показы некоторых известных швейцарских часовых фирм. Так, в престижных отелях выставляли свои новинки Zenith, Hublot, Urwerk, Custos. Ряд фирм устроили тематические выставки в своих магазинах-бутиках. Среди них выделялась яркая экспозиция «Дамская орложерия» фирмы DeLaneau. В ней были представлены изысканные модели, богато инкрустированные драгоценными камнями, с поэтическими изображениями птиц, бабочек и цветов на эмалевых циферблатах.
В целом настроения экспонентов на всех январских выставках часов в Женеве можно охарактеризовать как послекризисный оптимизм. Многие фирмы оценивают рост производства и экспорта часов в 2010 году по сравнению с предыдущим годом более чем в 20%, что привело к почти полной загрузке имеющихся производственных мощностей, удлинению сроков поставки и повышению цен. Подробные статистические данные, подтверждающие эти тенденции, должны быть опубликованы к открытию крупнейшей в мире выставки часов и ювелирных изделий Baselworld, которая состоится 24–31 марта текущего года.