С 28 апреля по 2 мая 2010 года в женевском выставочном комплексе Palexpo прошел ежегодный салон современного искусства, претерпевший по сравнению с предыдущими 18 салонами некоторые существенные изменения. Новое руководство салона сменило его название. Вместо Euroart он называется Artbygeneve, что ближе к привычным в Швейцарии названиям других салонов – Art Basel, Art Zurich. Тогда как добавление by, совпадающее по звучанию с английским глаголом «покупать», по-видимому, должно отражать коммерческий характер салона. Главной же целью смены названия салона, по словам его руководителей, было стремление придать ему «глобальный» характер и привлечь галереи и индивидуальных художников не только из европейских, но и из азиатских, африканских и латиноамериканских стран.
Вместе с тем была сохранена главная особенность женевского арт-салона, а именно его проведение в те же сроки и в том же комплексе Palexpo, что и известная международная Книжная ярмарка, которая ежегодно собирает не менее 100 тыс. посетителей и является самым массовым культурным мероприятием в Швейцарии. Такой симбиоз обеспечивает высокую посещаемость арт-салона за счет посетителей Книжной ярмарки, которых можно рассматривать как потенциальных ценителей и даже коллекционеров современного искусства. Сохранился и «демократический» характер арт-салона – в первый день вход на него, как и на Книжную ярмарку, был свободным, в последующие четыре дня цена единого билета на обе выставки составляла 12 шв. франков, а для молодежи и пенсионеров – 5 франков.
Общее число экспонентов Artbygeneve составило 48, то есть было несколько меньше, чем в кризисном 2009 году. При этом среди участников в 2010 году насчитывалось 30 галерей, в том числе 14 женевских, четыре из других городов франкоговорящей Швейцарии и 10 из-за рубежа, включая три из Франции, две из Южной Кореи, две из Бельгии и по одной из России, Испании и Японии. 14 стендов были отданы индивидуальным художникам, в том числе семь пришлось на мастеров из Швейцарии, три из Франции и по одному из Австрии, Италии и Израиля. Большой стенд был выделен для специальной экспозиции Украины.
Из России на Artbygeneve приехала лишь одна галерея «Ковчег», которая была создана в Москве в 1988 году и объявила своей целью «свести традиционные формы изобразительного искусства с современными тенденциями». С тех пор «Ковчег» осуществил около 300 выставок и художественных проектов, однако за рубежом «Ковчег» выставлялся впервые.
Концепция экспозиции этой галереи представляется удачной, особенно если ее целью было прорекламировать «Ковчег» на перспективной международной выставочной площадке, а не только найти потенциальных покупателей. Выбор трех художников разных поколений и стилей – Валерия Сахатова, Гарифа Басырова и Евгении Бравлевой – также выглядит оправданным, поскольку свидетельствует о широких возможностях галереи. Посетителям салона явно нравились работы Валерия Сахатова.
Своим нефигуративным картинам он дает необычные названия вроде «Сибирский журавль в полете». Сначала такие названия кажутся просто странными, но они помогают включать воображение и в попытках отыскать хотя бы намек на журавлиное перо быстрее погрузиться в игру больших красочных масс и ярких цветовых сочетаний, а в конце концов действительно ощутить что-то вроде свободного парения над бескрайними сибирскими просторами.
Произведения художников из России также можно было увидеть в обширной экспозиции женевской галереи АRT-ХХI. Здесь в центре внимания оказалась серия работ на бумаге и картоне знаменитой представительницы русского авангарда Наталии Гончаровой. Восхищение публики вызывал «Театральный портрет: дама в шляпе», выполненный маслом по картону примерно в 1916 году.
Гораздо шире, чем художники из России, были представлены на Artbygeneve-2010 украинские живописцы. Киевская галерея «Арт Украина» совместно с одноименным журналом подготовила большой выставочный проект под названием «Украинский парадокс». В его рамках представили свои работы восемь наиболее известных и коммерчески успешных современных художников: Илья Чичкан, Оксана Левченя, Максим Мамсиков, Оксана Мась, Александр Ройтбурд, Арсен Савадов, Олег Тистоль и Александра Жуймалова-Дмитровска.
Самое видное место в украинской экспозиции занимала картина Чичкана, представлявшая собой портрет малосимпатичной обезьяны в терновом венце, провокационно названная «Пасха». Местная пресса не исключала, что реакция публики на это кощунство могла бы быть столь же бурной, как реакция на карикатуры на пророка Мухаммада в Дании или Голландии. Однако в предельно толерантной Женеве всё обошлось без конфликтов.
Не удалось пропиариться путем сенсационного скандала и Оксане Левчене, раскрасившей домашних животных на своих картинах цикла «Соц-реализм» не чем иным, как юридически защищенным коричнево-золотым логотипом Louis Vuitton. А вот перед серьезными полотнами самого «дорогого» украинского художника Ройтбурда многие задерживались, понимая, почему некоторые из его картин были приобретены нью-йоркским Музеем современного искусства МОМА.
В отличие от женевских арт-салонов предыдущих лет было выставлено большое количество художественных фотографий, в том числе таких известных мастеров, как Лоранс Лебланк, Режи Коломбо и Сирил Коблер. Повышенное внимание к фотографиям, чуть ли не доминировавшим по количеству над живописными полотнами, можно считать наиболее конкретным проявлением художественной политики нового руководства салона.
Свой стенд продемонстрировала и всемирно известная фирма с любопытным для русского уха названием Caran d'Ache. Эта швейцарская фирма с 80-летней историей в последние годы особенно преуспела в производстве авторучек класса Haute Ecriture, но на салоне выставила лишь часть своей продукции, связанную с изобразительным искусством, а именно высококачественные пастельные и акварельные краски, специальные карандаши и мелки всех возможных цветов и оттенков. А талантливый рисовальщик, тут же демонстрировавший искусство владения этой продукцией, вызывал повышенный интерес публики.
Оценивая итоги Artbygeneve-2010, следует подчеркнуть, что процесс обновления женевского арт-салона находится лишь в начальной стадии и может дать ощутимые результаты только через несколько лет. А пока следующий Artbygeneve назначен на 27 апреля – 1 мая 2011 года, то есть вновь в те же сроки и в том же Palexpo, что и очередная женевская Книжная ярмарка.