0
1235
Газета Время и место Интернет-версия

02.04.2010 00:00:00

Голливуд на Рейне

Сергей Сафронов

Об авторе: Сергей Сафронов, Базель-Женева

Тэги: базель, салон, часы


базель, салон, часы Человек всегда мечтал управлять временем, но никогда не мог за ним угнаться.
Фото Reuters

Можно смело утверждать, что любой, попав впервые на Салон часов и ювелирных украшений, который прошел в Базеле 18–25 марта, был бы поражен этим миром красоты с преобладанием роскоши в одних павильонах или изящества и выдумки в других. Носящий официальное название Baselworld, салон представляет собой самый большой в мире ежегодный смотр часов и ювелирных украшений всех видов и всех ценовых категорий. Наш Голливуд на Рейне – так называют его в швейцарской прессе.

Красота и кризис

Площадь салона составляет около 160 тыс. кв. м – весьма внушительная цифра, если учесть, что выставляются не автомобили, а маленькие часы и украшения. На салоне шесть павильонов, каждый имеет свою специфику и неординарное название, например, павильон желаний или чувств, вдохновения, эмоций.

В отличие от многих специализированных выставок Базельский салон считается демократичным. Среди его участников можно встретить не только часовых «гигантов» с многоэтажными стендами, но и мелкие розничные фирмы из далекой Азии. Хотя салон предназначен для производителей, оптовиков, розничных фирм и журналистов, доступ на него открыт и для так называемых конечных потребителей, то есть для обычных граждан, желающих просто полюбоваться красивыми и изящными вещами. Правда, таких посетителей не слишком много, видимо, по причине отпугивающей цены входного билета в 60 швейцарских франков. Для сравнения укажем, что цена билета на Женевский автосалон («НГ» писала о нем в номере от 19.03.10) составляла 14 франков, а для посетителей пенсионного возраста всего 8.

На подступах к салону поражало невероятное количество полиции и секьюрити, камер наблюдения, рамок просвечивания. И это в городе, где уровень преступности очень низок! Такое кажущееся чрезмерным внимание к порядку сознательно культивируется устроителями салона. Ведь чувство личной безопасности и надежная сохранность дорогостоящих экспонатов особо ценятся в мире часовщиков и ювелиров. А это явно способствует притягательности салона, который вносит существенный вклад в бюджет Базеля.

Салон 2010 года проходил на фоне продолжающегося кризиса, который серьезно затронул часовую и ювелирную отрасли, особенно в отношении изделий высокой ценовой категории. По сравнению с «эйфорийными» 2005–2007 годами в последние два года экспорт часов и ювелирных украшений из основных стран-поставщиков сократился более чем на 25%. Серьезно пострадали даже некоторые крупные фирмы. Так, во время салона пресса сообщила о резком – на 75% – падении продаж и тяжелом финансовом положении женевской фирмы Franck Muller. Любопытно, что для своего спасения фирма решила приобрести 52% акций Минского часового завода, чьи «Заря» и «Луч» пользовались большим спросом в СССР, успешно шли на экспорт и даже получали международные премии.

Но все выставочные площади салона 2010 года были заняты, а общее число фирм-участников из 45 стран, как и в прошлом году, превысило 1900. Как стало известно, многие фирмы отказались из-за экономических трудностей от участия во всех других международных выставках, кроме Базельского салона, где, по их словам, они за восемь дней «делают» половину годового оборота. Традиционно в Базеле большое число представителей СМИ занимается поисками заказов на рекламу, поскольку часовые и ювелирные фирмы являются одними из крупнейших рекламодателей.

Страна часов

Ведущее место на салоне занимают часы. Как обычно, наибольшее число фирм было из Швейцарии – 456, причем на их долю приходилось 90% всего швейцарского экспорта часов. Недостающие 10% приходятся на 20 известных фирм, входящих в концерн Richmont и демонстрировавших свою продукцию на салоне в Женеве («НГ» писала об этом в номере от 05.02.10). Далее по числу участников следовали Гонконг (280), Германия (160) и Франция (48).


Дамы предпочитают Dior.
Фото Reuters

Из общих тенденций, проявившихся на салоне, можно отметить сдвиг в сторону более компактных и легких моделей, а также прогресс в использовании новых материалов, таких как кремний, карбон, титан, керамика, особые сплавы. Внешний вид часов, особенно циферблатов, стал менее броским, а зачастую даже классически строгим. Возросло число новинок с акустическими сигналами, было объявлено о создании нового поколения многофункциональных кварцевых часов престижной категории (Seiko).

На салоне 2010 года впервые ярко проявились признаки острой конкурентной борьбы между наручными часами и безудержно распространяющимися мобильными телефонами. Проведенный накануне салона опрос показал, что в Швейцарии уже сейчас, чтобы узнать время, 21% населения смотрит не на часы, а на мобильный телефон, причем среди лиц в возрасте до 30 лет эта цифра достигает 48%.

Производители мобильных телефонов наряду с массовой продукцией осваивают выпуск моделей в ювелирном оформлении класса люкс, а также постоянно расширяют их функции, добавляя те, которыми традиционно гордились часовые фирмы – вечный календарь, поясное время, приливы и отливы, фазы луны и другие астрономические данные. В этом отношении ушла вперед финская Nokia, представившая через свою английскую дочернюю фирму Vertu несколько престижных многофункциональных мобильников класса люкс. Преуспел и знаменитый Dior, специализирующийся на миниатюрных дамских телефонах, в том числе с сапфировым стеклом и бриллиантовым украшением. С другой стороны, известная швейцарская фирма со 150-летней традицией TAG Heuer, успешно освоила выпуск мужских мобильников «Люкс-хэнди» с повышенной надежностью в экстремальных условиях.


Каждый из 1900 участников салона предлагает большой выбор часов.
Фото Reuters

Выбрать в качестве типичного примера какую-либо одну часовую фирму, руководствуясь рациональными соображениями, совершенно невозможно – все участники уникальны, да и выживают в конкурентной борьбе благодаря своей специфике.

Визуально сразу при входе привлекал внимание выполненный в морском стиле стенд швейцарской фирмы Ulysse Nardin. Основанная в 1846 году, фирма имеет богатые традиции в изготовлении морских навигационных хронометров. Они поставлялись из сухопутной Швейцарии адмиралтействам многих стран, в том числе царской России. Благодаря нейтралитету Швейцарии фирме удавалось оснащать своими хронометрами сразу все воюющие стороны.

Сегодня Ulysse Nardin может служить примером использования новейших технологий для высокоточных компонентов часового механизма. За технологической перестройкой последовали многочисленные призы и коммерческий успех. В результате на сегодня фирма по многим показателям занимает ведущее место среди швейцарских независимых часовых производителей (то есть не входящих в концерны типа Swatch или Richmont). Интерес вызвала модель Moonstruck с кремниевым анкерным механизмом и волосковой пружиной, изготовленной с применением новейших кремниевых технологий. Эти часы позволяют точно установить текущую фазу луны для любой точки земного шара, а также увидеть глобальную динамику морских приливов. Модель изготовлена лимитированной серией – 500 экземпляров из красного золота 18 карат и 500 экземпляров в платиновом корпусе.


В современных часах используются новейшие технологии.
Фото Reuters

Удивительно скромно были представлены на салоне настольные, каминные и настенные часы. Здесь также выделялось изделие от Ulisse Nardin – настольные часы сферической формы «Планета Земля», показывающие точное положение солнца, луны и некоторых звезд в любое время в любой точке нашей планеты. Впечатляет прозрачный внешний хрустальный глобус с очертаниями континентов и океанов и внутренняя сфера, представляющая собой модель Вселенной.

Другой крайностью можно считать самые маленькие в мире настенные деревянные часы с кукушкой высотой всего около 15 см. Это изделие ручной работы с заводом на восемь дней выпускается фирмой Hubert Herr Uhrenfabrik из немецкого Шварцвальда – родины часов с кукушкой. Любопытно, что эти часы покупают не только как сувенир, но и для вошедших в моду «деревенских» домов.

В блестящем мире ювелиров особенно сложно искать последствия кризиса. Тем не менее отмечалось, что снизилась доля украшений самой высокой ценовой категории. Высказывались опасения, что и после кризиса спрос на них останется сдержанным, чему может способствовать постепенно развивающееся движение в пользу этически и экологически корректного потребления.

Более явно обозначился поворот ювелирных фирм в сторону Востока, особенно Китая и Индии, в меньшей степени пострадавших от кризиса. Это, в частности, нашло отражение в распространении сюжетов из животного и растительного мира, выполненных из цветных драгоценных камней и эмалей. Мода на изящную простоту предопределила популярность жемчуга, широко представленного южноазиатскими и австралийскими фирмами.

Роскошью выделялся стенд знаменитой швейцарской фирмы Chopard, удостоенный внимания тенора Хосе Каррераса. К своему 150-летнему юбилею фирма подготовила уникальную коллекцию из 150 предметов на новую для себя тему «Мир экзотических животных». Определенная доля от продаж будет отчисляться общественным организациям, защищающим редких животных.

Интерес к природным сюжетам проявила и находящаяся пока в другой «весовой» категории московская фирма «Ювелирный театр» с Кутузовского проспекта. Симпатии посетителей вызывала их коллекция «Караваджо» – яркие фрукты и ягоды, словно сошедшие с натюрмортов знаменитого итальянского художника.

В последние дни проведения салона были объявлены статистические данные об экспорте часов и ювелирных украшений за январь–февраль 2010 года. Эти данные позволяют говорить об определенном оживлении спроса, особенно в средней и нижней ценовой категории на рынках Азии и США. А о благоприятных перспективах самого Базельского салона лучше всего свидетельствует недавнее решение его устроителей построить к марту 2013 года новый большой павильон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2049
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1313
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
973
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1280

Другие новости