Главное впечатление от юбилейного салона легковых автомобилей, проходившего с 4 по 14 марта 2010 года в женевском выставочном комплексе «Палэкспо», это его большой успех, совершенно неожиданный в условиях мирового кризиса, особенно сильно потрепавшего именно автомобильную промышленность.
На салоне были представлены все известные автомобильные фирмы, продемонстрировавшие более 100 новых моделей. Официальную аккредитацию получили более 10 тыс. представителей СМИ. С участием высшего руководства компаний было проведено рекордное число презентаций. Приехали звезды мирового шоу-бизнеса от Шакиры до Джастина Тимберлейка. И наконец, самый важный показатель успеха – за 11 дней автосалон-2010 посетили около 700 тыс. человек, что на 7% больше, чем в предыдущем году.
Такой успех, несмотря на кризисный период, объясняется спецификой женевского салона, одного из пяти ведущих в мире. Швейцария в отличие от большинства развитых стран не имеет своей автомобильной промышленности. Это предопределяет повышенную объективность оценок и конкуренцию участников на равных условиях без доминирования американских компаний на салоне в Детройте, японских в Токио, немецких во Франкфурте-на-Майне или французских в Париже. Кроме того, женевский салон является единственным ежегодным смотром автомобилей в Европе и самым ранним по срокам проведения (начало марта). Естественно, что в период кризиса, когда активизация рекламы становится особенно важным средством оживления спроса на легковые автомобили, все ведущие фирмы устремились со своими новинками именно в Женеву.
Описать даже кратко около 700 выставленных автомобилей, конечно, невозможно. Специалистам придется искать интересующую их информацию в технических журналах или в фирменных проспектах. Что же касается общих тенденций, то они бросались в глаза даже простому автолюбителю.
Вопрос экологии
Прежде всего удивляло огромное, если не сказать чрезмерное и какое-то однобокое внимание автомобилестроителей к проблеме охраны окружающей среды. Создавалось впечатление, что большинство фирм словно зациклились только на одном ее аспекте – снижении выбросов СО2, и это несмотря на неудачу конференции по климату в Копенгагене и появление все новых публикаций, ставящих под сомнение достоверность катастрофических прогнозов глобального потепления к концу нынешнего века.
Идя навстречу природоохранным настроениям, женевский автосалон второй год подряд предоставил специальный Зеленый павильон для автомобилей, использующих альтернативные виды энергии. Весьма скромный по площади, оформлению и числу экспонатов.
Тем не менее некоторые экспонаты вызывали любопытство посетителей, особенно молодежи. Это относится к прототипу сверхлегкого двухместного «трибрида», который должен использовать три вида энергии – солнечную, электрическую и мускульную. Неоднозначно оценивалась сама идея выставленных «зеленых» гоночных автомобилей, поскольку экологическая корректность любых автогонок все чаще ставится под сомнение. Термин «чистый» автомобиль в отношении некоторых экспонатов Зеленого павильона также вызывал дискуссию, так как невольно подразумевал, что все другие являются «нечистыми» и даже «грязными». Однако в целом никаких серьезных антиавтомобильных настроений в Зеленом павильоне не чувствовалось. Чего нельзя было сказать об организованном в эти же дни в Женеве Альтернативном салоне, где частный легковой автомобиль рассматривались как экологическое зло, а взамен пропагандировался общественный транспорт и велосипед, в том числе с электромоторчиком.
На фоне борьбы с эмиссией СО2 ради грядущих поколений терялись явные достижения автомобилестроителей на других участках – таких как дальнейшая миниатюризация моделей для городских условий или снижение веса машин. Мало рекламировался также обеспечиваемый уже на стадии проектирования прогресс в рекуперации металлов и пластмасс после уничтожения отработавших автомобилей.
Контроль за качеством
Довольно остро встала на салоне и проблема качества автомобиля. Дело в том, что буквально за несколько дней до открытия павильонов появились катастрофические сообщения о вынужденном отзыве сразу тремя крупнейшими производителями более 2 млн. машин для устранения обнаружившихся дефектов в таких ключевых для безопасности системах, как подача топлива, тормоза, рулевое управление. Массовый характер этих дефектов позволил заговорить о том, что помимо общеэкономического кризиса на мировое автомобилестроение свалился технический кризис, или кризис качества.
Появились сообщения, что ослабление контроля за качеством вызвано чрезмерным стремлением производителей снизить издержки производства путем раздачи контрактов на отдельные узлы и детали независимым субподрядчикам, которые с той же целью использовали суб-субподрядчиков даже из другой страны. В результате возможности эффективного контроля за качеством со стороны главной компании уменьшались.
На сей раз повторение обычных заклинаний о том, что для автомобильных компаний якобы нет ничего важнее качества, могло бы не сработать, тем более что автолюбители стали все чаще задаваться вопросом, почему декларируемые успехи в борьбе за качество не приводят к увеличению сроков заводской гарантии и удешевлению сервисного обслуживания.
И вот тут на салоне наметился прорыв. Toyota объявила, что в отношении нескольких новых моделей вводится система «4х4», что означает 4 года гарантии (или 160 тыс. км пробега), 4 года бесплатного сервиса, 4 года помощи в случае поломок в пути и 4 дополнительных колеса с зимними шинами. Hyundai ответил пятилетней гарантией, но всех превзошла KIA, объявив о семилетней гарантии на все свои новые автомобили, причем с сохранением гарантии при смене владельца. Эти нововведения крупных производителей явились, пожалуй, главной приятной новостью для тех, кто задумывался о покупке нового автомобиля в ближайшее время. Остальная информация, полученная на салоне, подталкивала скорее к решению переждать кризисные, экологические и технические пертурбации, а пока ездить на старой машине.
Еще одна заметная тенденция – существенный прогресс в качестве автомобильных шин. Были представлены все основные производители (кроме французского Michelin), что позволяет говорить о превращении женевского автосалона также в одну из главных международных выставок шин для легковых автомобилей. Все новые модели колес обеспечивают благодаря снижению коэффициента трения экономию топлива до 13%, а также уменьшение шума. Впечатляли дизайнерские шины для престижных марок, а также шины типа RunOnFlat, позволяющие безопасно проехать после прокола до 80 км, что делает ненужным запасное колесо. Довольно часто встречался на салоне относительно новый термин «гибрид», означающий комбинацию обычного двигателя с электромотором.
Такие автомобили, к которым недавно проявил практический интерес Михаил Прохоров, обеспечивают экономию топлива и особый комфорт езды. Правда, большинство выставленных гибридных машин еще не поступили в продажу на европейский рынок, а некоторые – лишь пробные экземпляры с неопределенными сроками начала производства.
Гораздо более продвинутыми показались автомобили, работающие на природном или биологическом газе. На большом стенде швейцарского объединения «Газмобиль» представили свои модели Mercedes, Opel, Peugeot, Citroen, Fiat, Volkswagen и Ford. О распространении газомобилей свидетельствует расширение сети специальных заправочных станций – до 835 в Германии, 700 в Италии, 160 в Австрии и 119 в Швейцарии. Следует отметить, что использование газа в качестве автомобильного топлива активно стимулируется швейцарским правительством, в том числе путем налоговых льгот на 12 лет.
Наконец, отмечалась тенденция к своего рода демократизации некоторых удобных устройств, которые еще недавно имелись лишь на моделях высокого класса, а теперь спустились к обычным машинам. Это относится, например, к более удобно открывающимся дверям (вверх или в стороны), кнопочному устройству стоп/старт, кнопки для бесшумного закрывания багажника и т.п.
В мире грез
А теперь представим себя у стендов, которые вызывали наибольший интерес, где выстраивались пробки и долгие очереди только для того, чтобы приблизиться к роскошным моделям и сфотографироваться рядом с ними. Именно здесь, в павильоне номер один, сосредоточены все огламуренные Bentley, Bugatti, Lamborghini, Maserati и Ferrari, генерирующие, подобно Голливуду, далекие от повседневной жизни мечты и фантазии. Толпа здесь разношерстная, с единственной общей чертой – неспособностью приобрести выставленную роскошь. Разве что на выигрыш в лотерее – другая мечта широких масс. Разговоры либо обывателей: «Ну и что нам приготовил в этом году Мазерати?», либо псевдознатоков, описанные в «Золотом теленке»: «340 километров в час, где же это проверить?» Убивать таких знатоков, как призывал Остап Бендер, конечно, не надо. Потому что именно на их интересе к престижным маркам и держится успех автомобильного шоу.
Еще одно любопытное наблюдение – все эти марки не только не афишируют свою принадлежность к производителям массовых автомобилей, но и скрывают ее. А ведь Maserati и Ferrari принадлежат Fiat, а Bentley, Bugatti, Lamborghini – концерну Volkswagen, что в переводе, как известно, означает «народный автомобиль». Получается, что красивые, овеянные легендой названия помогают сбыту эффективнее, чем факт доступа к технологиям крупнейших автоконцернов.
В качестве примера из мира грез выберем по алфавиту Bentley. Специальная презентация моделей была назначена за полтора дня до официального открытия автосалона. Собирается внушительная толпа журналистов, но презентация задерживается. Нетерпение растет, как на рок-концертах, где задержки часто носят преднамеренный характер. Наконец, появляется глава фирмы Bentley немец Пефген и произносит краткую речь. По его словам, финансово-экономический кризис еще полностью не закончился, поэтому демонстрируется только одна новинка, да и та лишь кабриолетная версия выставлявшейся в прошлом году Continental Supersports (12 цилиндров, 630 лошадиных сил). Модель будет выпускаться в ограниченном количестве начиная с лета нынешнего года. О защите окружающей среды говорится очень мало, о внутренней отделке новой модели – много, а о послепродажном сервисе – вообще ничего. Речь главы Bentley выделялась очень точным учетом интересов богатых покупателей, которых волнуют не всякие «мелочи», а лишь поддержание высокого престижа марки, в том числе с помощью прессы.
Bentley также демонстрирует изобретательный маркетинг. На их стенде были представлены ручные хронометры женевской фирмы Breitling. Эксперимент «Брейтлинг для Бентли» оказался удачным для обеих сторон. По этой же схеме Bentley запускает проект еще с двумя производителями – австрийских престижных солнцезащитных очков Estede и швейцарских эксклюзивных горных лыж Zai. А рекламное фото Bentley на заснеженной горной дороге добавило новый образ – эта машина хороша и зимой, особенно на швейцарских горнолыжных курортах.
Любители легендарных марок в этом году напрасно искали объявленный в каталоге стенд Hummer. Судьба этого внедорожника, прославленного в кино Терминатором–Шварценеггером, оказалась печальной. Американская General Motors, владевшая Hummer, собиралась продать его китайцам. Однако в самый последний момент сделка сорвалась. Как объясняли на стендах Cadillac, принадлежащего General Motors, Hummer прекратил существование, став жертвой кризиса.
В заключение отметим, что успех автосалона-2010 уже оказал благоприятное влияние на различные сектора экономики Женевы, а вот насколько благоприятным будет его влияние на положение в мировой автомобильной промышленности, покажет только время.