-Анатолий Августович, принято считать, что полноценного эффекта рок-текст достигает лишь тогда, когда положен на музыку и исполнен перед публикой или записан в студии. Но тогда при чем здесь поэзия?
- Перед нами синтетическое явление. Поэзия, которая непосредственно связана с музыкой типа рок. Музыка, которая к поэзии имеет отношение самое непосредственное. Разумеется, когда текст положен на музыку, он воспринимается наиболее адекватно, поскольку для этого и написан. А при чтении тоже имеет ценность, ежели он хороший. Это свойство любого песенного текста, необязательно рокового. Но так как жанр синтетический, прокол в любой из его составляющих сказывается на результате. Негодный текст не спасет никакая, самая гениальная музыка. Дурная музыка погубит самые замечательные стихи.
- Как оценить ваш тридцатилетний опыт работы с "Аквариумом"? Что это, поэзия как таковая или все-таки рок-поэзия?
- Сам для себя я формулирую так: поэзия, которая в силу того, что была связана исторически с рок-песнями, стала рок-поэзией. В середине семидесятых я редко сочинял тексты для песен, писал стихи, иногда они становились литературной основой песни, и теперь продолжаю их, стихи, создавать, а уж станут ли они песнями, зависит не от меня. Так уж вышло, что я не музыкант, у меня другая профессия.
- Кого в русском роке вы считаете поэтами без приставки "рок"?
- Очень просто. Поэты - те, чьи сочинения имеют самостоятельную (!) художественную ценность. На мой взгляд, это Шевчук, БГ, Майк Науменко, Цой и некоторые другие достойные люди. Если вспомнить всех, список выйдет немаленький┘ По нему и стоит оценивать вклад рок-музыки в поэтическую копилку.
- Насколько поэзия зависит от музыкальной составляющей песни? Рок, поп┘ Влияет ли это на текстовый компонент?
- Влияет, потому что аудитория разная. А это при всей похожести жанра диктует абсолютно разные уровень, серьезность и глубину. Поп-тексты в их современном виде мне представляются чем-то глупым и развлекательным. К сожалению, в последнее время мы стали отождествлять поп-музыку с русской попсой. Это, мягко говоря, профанация. Собственно, те же "Битлз" играли в начале своей карьеры поп-музыку, но у них глупостей не наблюдалось. Были наивность, развлекательность и энергия. Наша же попса строится на развлекательности и идиотизме.
- Не умер ли русский рок в тот день, когда отпала необходимость в политических лозунгах и протестах, когда утолен был голод аудитории по честности и живому слову?
- Изменилось время, наступила другая эпоха. Изменилось, в общем-то, все. Современная рок-поэзия по отношению к року прошлых лет находится пока в упадке, наблюдаются в основном регрессивные процессы. Есть исключения, но их совсем немного. Отпала необходимость в лозунгах, согласен. Но не только они были интересны и важны для российского рока. О чем стоит сейчас петь? Не знаю, это каждый решает сам. Да и раньше решал сам, если был до конца честен перед собой.
- Родоначальниками жанра являются англичане и американцы. Можно ли тогда говорить об уникальности русских рок-текстов? Много ли у них общего с классической русской поэзией?
- Немного, потому что рок-тексты создавались в то время, когда классической поэзии де-факто почти не было, ее время ушло. Уникальность русской рок-поэзии связана с уникальностью российской жизни, предтечи по жанру, англичане и прочие американцы, исходили из собственной ментальности, а россияне - из своей. Русские рок-тексты уникальны тем, что они русским языком написаны. А русский язык настолько литературно разработан, что не может занимать совсем уж периферийное место. Как следствие этого русский рок - в основе своей текстовый, литературоцентричный. Эта тенденция пошатнулась после ухода советской власти, но пока еще остается в силе, главным образом за счет присутствия в роке музыкантов семидесятых-восьмидесятых годов. Что будет после их ухода со сцены, прогнозировать не берусь.
- Насколько адекватно представляет рок-поэзию "Антология"?
- В меру адекватно. Только вот название антологии "Поэты русского рока" мне представляется неверным и неправильным, лучше бы назвать "Поэзия русского рока". Авторы ее за редким исключением не поэты. А вот поэзия есть, это факт.