Новый год на носу. Новое счастье. А посему пишут нам письма и пишут. Добрые, умные, вдумчивые. Я, конечно этому рад, потому как любое творчество приветствую и люблю! О чем и писал в нашей газете неоднократно.
И вот что пишет нам наш постоянный читатель N. "Здравствуйте, - пишет он. - Здравствуйте, дорогая редакция. Каждую неделю "Ex Libris" из почтового ящика выколупывая, я просто диву даюсь - куда вы там смотрите своими очками-лупами? Разве литературный процесс состоит из пьянок-гулянок полутора десятков литературных тусовщиков? Нет, его составляют книги, заслуженно любимые всем обществом! Отчего-то не встретишь на страницах вашего издания имена таких авторов, как Харуки Мураками или Орхан Памук! Зато встретишь беззастенчивую рекламу каких-то неизвестных кандидатов филолнаук. Каких-то литературных функционеров: Лесина, Есина и Есенина. Как они хлещут водку и поют "ах вы сени мои, сени, на". Вот и получается, что интеллигенция по воду, а вы по дрова. Народ по дрова, а вы по воду. Интересно узнать ваше мнение по этому поводу".
Правильные, пронзительные слова. Я и сам считаю, что надо ходить по дрова, а не по воду. И газета у нас действительно не идеальна - по целому ряду нижеследующих причин: а) все в мире делается медленно и неправильно б) все мы скоро умрем.
* * *
За последние три года наблюдений за Солнцем рекордные выбросы солнечной энергии были зафиксированы четырежды. Причем последние два раза - в течение одной недели. Как сообщили в своем секретном докладе ученые Массачусетского университета, речь идет о взрывообразном увеличении солнечной активности. Для максимально тупых, к каковым относятся все, кто читает эти строчки, хихикая, поясняю. Солнце начинает взрываться. Большой Бум, в результате которого Солнечная система перестанет существовать, состоится не через четыре миллиарда лет, как нам было обещано, а через две тысячи. При этом все живое на планете Земля прекратит свое существование уже в течение этого века. То есть примерно через 50 лет.
Размышлять на этом фоне об Орхане Памуке - в высшей степени подло и легкомысленно. Как известно, существует два способа доказательства бытия Божьего. Один неудачный - патетически обвести рукой травку с кузнечиками и спросить: "Если Бога нет, то кто же все это создал?" Второй получше: "Если Бога нет, то кто же все это уничтожит?"
Однако чем меньше люди видят вокруг себя травки и чем больше - асфальта, тем слабее на них действуют оба способа. Если все вокруг создано человеком, кто как не человек уберет за собой? Мы привыкли думать, что наша смерть управляема. Как жизнь. Когда смерть приходит к каждому по отдельности, мы остаемся с нею наедине и не успеваем предупредить тех, кто остался. Никто ведь не воспринимает умирающего всерьез, на него смотрят как на вещь, как на потерю, а потерянные вещи должны молчать... Но я хотел сказать не об этом.
Мы живем в дни глобального реванша "органики" над "техникой", естественного над искусственным. Он происходит не только на мировоззренческом уровне, реализуясь в виде постклассической картины мира, но и в культуре. Техническая цивилизация оказалась не способна продублировать естественную среду, заменив ее искусственной с заранее заданными параметрами. Но если заменить природу нельзя, ее необходимо сберечь, а для этого - остановить экспансию технической цивилизации и... ноосферы.
Мир высокой интеллектуальной культуры так же призрачен, как техногенный мир города. В этом выстроенном снизу вверх "храме" нет пределов возвышению и ничтожеству. А в мире обыденном, где каждый "такой, как все", эти пределы есть. За это я и разлюбил фильмы Бергмана. Особенно - Бергмана! Изображая человеческую слабость и серость, он превращает ее в предмет высокой культуры и обессмерчивает, а это самая отвратительная, самая циничная форма снобизма. Помните сценку из "Фанни и Александра"? Заблудившись в загадочном доме кукольника, мальчик встречает Бога. Тот оказывается вещью - висящей на гвозде куклой. И даже "настоящий" бог из машины, к которому обращается Исаак Якоби, нужен лишь для того, чтобы проделать цирковой фокус - превратить сундук, в котором прячутся дети, в пустой. Праздник продолжается. Смерти нет. А раз смерти нет - все дозволено. Пока ученые из Массачусетского университета не докажут обратного.
* * *
Оказывается, "плюрализм", если использовать его не только как средство легализации гомосексуализма и сатанизма, не такая плохая штука. Вот когда я вижу по телевизору какую-нибудь ерундовую передачу типа "Найди меня" или "Аншлаг-аншлаг", то прежде чем скривиться, вспоминаю: как бы это смотрела моя бабушка? Женщина, которая всю жизнь, не разгибаясь, работала - не потому что была не размышляющим советским "рабом" и не потому что у нее не было сердца┘ А ей бы это понравилось. Для тех, кто настолько уверен в своей сытости, что не считает рабочего человека эталоном правды и красоты, приведу более доступный пример. Вот любила меня однажды (давно) одна красивая женщина. А я тогда (давно) любил фильм "Фанни и Александр". И всячески заставлял ее этот фильм обожать. И она терпеливо обожала, хотя с ее правильной точки зрения он был жуткой мерзостью. Любовь была для нее важнее. Она умерла потом.
Именно поэтому я ненавижу людей, которые себя называют "писателями", а охранников, например, - "халдеями". И взаймы им на всякие глупости не даю!
А газету, конечно, надо всю переделывать. Но не в сторону орханов памуков. Газета должна стать простой и понятной. В ней обязательно должны появиться рубрики "это интересно", "вышла новая книга", "штрихи к портрету" и "письмо позвало в дорогу". Писать нужно преимущественно о незамысловатых, но интересных простым людям книгах. О Доценко и Дашковой, ну да. Но писать не свысока, "для своих", а для людей писать, дотягивая содержащиеся в этих книжках проблемы до масштабов привычной интеллигенту литературы и самому подтягиваясь к пониманию того, что предмет критики - не литература, а жизнь. Потому что жизнь кратка, а литература останется. Особенно после Взрыва, когда будет никому не нужна. А если сделать, как я советую, будет Много Бабла. И на всякте глупости до последних дней хватит.
А фильм Пазолини "Эдип царь" по "Культуре" я посмотрел. Мне там Иокаста без бровей нравится.