0
1011
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

14.08.2003 00:00:00

Хлеба хочется

Тэги: хлеб, почвенники


Пишет мне товарищ, молодой благополучный москвич.

"Я - почвенник. Я стал понимать некоторое время назад, что не нравится мне в этом городе и что лишает меня сна. Мне нужна почва. Да, я всю жизнь живу в городе, в оторванной от почвы среде. Но - это не моя стихия. Теперь я знаю, что больше всего на свете нуждаюсь в почве, в привязанности к ней, хочу врастать корнями в сырую, вязкую, пахнущую плесенью и грибами землю - жирную и черную землю. Я хочу быть деревом. Я хочу пустить корни глубоко-глубоко и стать совершенно неуязвимым для ветров.

Город меня медленно убивает. Травит меня. Я ненавижу этот бензинный воздух, ненавижу этот химический, ядовитый, молекулярный мир - разрозненный и никому не нужный. А еще я ненавижу гамбургеры, троллейбусы, звуки этой паршивой музыки, я ненавижу ходить на работу, пить водку, покупать проездные билеты, курить сигареты "Винстон", мне надоело "завязывать" с алкоголем, втихаря от жены похмеляться и жевать жвачку "Орбит".

Теперь я почвенник - раз и навсегда. Буду читать Аксаковых и Киреевского. Буду учиться уму-разуму. А потом уеду в деревню, стану разводить пчел и растить бороду - на подбородке, из ушей и носа".

Конец цитаты. Не обошлось без извинительного кривляния, а напрасно. И без "бороды из носа" понятно: есть такая тенденция!.. Я попал под ее колеса несколько лет назад, когда, позевывая от скуки, стянул со стола коллеги в "Литературке" двухтомник Бориса Екимова...

Или раньше? Когда переехал в Москву и обнаружил, что в ней нет хлеба? Тут история вообще-то особая. Когда я еще жил там, где родился, в Москву, перебралась подруга моей жены, Наталья. Вот прибыла она на побывку и звериным голосом сообщает:

- Наконец-то я поем хле-е-е-еба!!!

Мы с женой, такие, не поняли. А она говорит: "Понимаете, в Москве нет хлеба. Всякие булки, батоны, багеты, а хлеба - понимаете, ХЛЕБА - нету. Не пекут. То есть совсем".

Выяснилось, что под "хлебом" девушка Наталья, как и все опытные, закаленные в боях ставропольцы, понимает пресный дрожжевой кирпич с коричневой хрустящей корочкой, твердыми, аж отполированными боками и крупнозернистым, чуть кисловатым, упругим мякишем. В наших краях он производился повсеместно и называется "по двадцать копеек, базовая модель". Правда, раньше, при Брежневе, делали его черствым, видно, экономя на нужды космоса, но потом как-то вдруг наблатыкались. И в свежем виде он стал вкусен необычайно!

Но сначала я об этом забыл. Приехал в Москву, прожил в ней безвылазно полтора года и наконец сам отправился на побывку. Прибыл в отцовский дом, поклонился образам, дошло до обеда. Совершенно не вспоминая девушку Наталью, бестрепетной рукой отрезал краюшку, и вдруг... Будто в нос ударил кто-то меня!.. Мучительно поморщившись, как от боли, я прижался лицом к упругому мякишу и - вы не поверите - застонал. Какие-то дремучие, въевшиеся под кожу инстинкты, о существовании которых и не подозревали мы с Фрейдом, выплеснулись наружу, как шампанское из бутылки. Да какое там шампанское! Как джин! Мировое зло! Я стал рвать мясо хлеба зубами - с рычанием, давясь и чуть не плача от жадности...

"...И, стыдясь и ничего не умея с собой сделать, Архип лишь успел шагнуть в сторонку и, разломив четвертушку, начал есть ее. Так сладок был этот чистый пшеничный хлеб с упругой, хрусткой корочкой, с еще горячей ноздреватой мякушкой, так вкусен он был и едов, что Архип не заметил, как съел четвертушку... Вторую четвертушку дед Архип ел медленно, но с еще большим вкусом. Он жевал и чуял языком и небом пресную сладость пшеничника, слышал еле заметный и дразнящий дух хмельной кислины и сухарную горчинку корочки. Вторая четвертушка тоже кончилась. После нее деда Архипа ударило в пот. Перед продавщицей было стыдно, но хотелось хлеба еще. Сладкий дух его нагонял слюну".

...А это Борис Екимов. Рассказ "За теплым хлебом". Он оказался первым в том, стянутом со стола, сборнике. Порвав и перемолов его глазами, я уже не мог остановиться. Как воровство колбасы со стола заменяет ухоженной городской кошке охоту, так и чтение екимовских "колхозных" рассказов заменило мне мою непрожитую, украденную, исковерканную на городской манер жизнь. Смешно, конечно, - борода из ушей... Да только ли борода?

Закончился Екимов - я перечитал Шукшина. Закончился Шукшин - взялся за Астафьева, Белова, Можаева, походя пролистанных и отвергнутых в перестроечном угарном студенчестве... А там вдруг оказалось, что Бодрийяра, Лиотара и Дерриды (а также Михаила Эпштейна, а также Марка Липовецкого, а также Бориса Гройса и примкнувшего к ним Славы Курицына), с которыми в башке я рвался в Москву, в Москву, больше нет. Не сгорели, как поверженные кумиры, а исчезли, как тени в полдень. Солнце в башке взошло. Началось мое хождение в народ - слишком личное, чтобы быть "спекуляцией", как подозревают многие проницательные читатели.

Многие проницательные читатели даже перестали со мной здороваться. Зато со мной стали здороваться наши вахтеры и охранники. Я счастлив. Они мне нравятся.

...Характерно, что ни Екимов, ни Можаев - писатели не "выдающиеся". Можаева, как припомнил Олег Павлов, даже уличали в том, "что он публицист, лишенный оригинальности". Тем лучше. Жизнь не сводима к репрезентации. Нам говорят: ценность текста - в возможности его интерпретации, в "семантической бесконечности". Но когда Григорий Сковорода говорил "мир ловил меня, но не поймал", он ведь не кичился своей "семантической бесконечностью", он говорил о том, что ему удалось остаться собой в миру, не слиться в суете дней с "интерпретатором".

Екимов и Можаев - это не деликатесы, помянутые в заметке Павла Зайцева. Они хлеб наш насущный. По нему, оказывается, так легко стосковаться - в отличие от устриц... Однако мы боимся начать разговор о любимом писателе, не объявив его "выдающимся", не застраховав в ряду с "классиками". Зачем? Ведь гениальность - это лишь одно из возможных отклонений от нормы, а болезни не ходят поодиночке. Недаром же именно Владимир Сорокин уравнял "норму" с дерьмом. В психиатрии это называется "комплекс проекции". Нет, норма - это не то, на что направлены все помыслы "выдающегося стилиста". Норма - это чудо, потому что чудо - это мир Божий, повседневность, а не исключения из нее.

Как же я тебя понимаю, друг мой "почвенник"...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости