Веллер знает ВСЕ.
Фото ИТАР-ТАСС
Мне всегда казалось, что Веллер любит пиво Miller. Оказалось – коньяк Martell. Но дело не в этом.
Дело в том, что Михаил Веллер имеет все основания не любить литературных критиков. Причины этой неприязни он изложил в эссе «Критика критики» из книги «Перпендикуляр». Питерский писатель (затем таллинский, теперь московский) вошел в литературу, минуя так называемый литературный процесс. Своей популярностью Веллер обязан читателям. Всенародному плебисциту. Ну и себе, конечно. Веллер – self-made man.
Многих возмущает, когда Веллер говорит, что знает ВСЕ. Но это не просто эпатаж. Ведь, если вдуматься, человек должен знать ВСЕ. Должен встать в определенное неповторимое отношение ко ВСЕМУ в окружающем мире: идеям, вещам, людям. Это и означает иметь мировоззрение. Сегодня, когда утрачено само представление о ценности цельного всеобъемлющего мировоззрения, самонадеянность Веллера во многом оправданна. В своих эссе Веллер любит цитировать эксцентричных мыслителей, вот и я приведу мнение одного скандального английского философа, как-то сказавшего: «Эти надорванные души, лишенные целостной соразмерности воззрений и уверенной окрыленности образа мыслей, всегда будут нищими в том, что единственно сообщает ценность жизни».
Академические философы отказывают Веллеру в праве называться философом. Веллер отказывает академической философии в праве называться философией. При слове «философия» он хватается за браунинг.
Существует воззрение, что философы кладут в основу своих систем наиболее сильную свою способность: Шопенгауэр – волю, Бергсон – интуицию, Фрейд – либидо, Бердяев – свободолюбие. Свою систему Веллер назвал «энергоэволюционизм». Иногда он использует слово «энерговитализм». В любом случае, главное слово – «энергия». Энергию Веллера может оценить каждый, кто видел его на ток-шоу или слышал по радио. Я возле Веллера ощущал себя «убогой трансформаторной будкой рядом с гигантской атомной электростанцией, работающей на полную мощность» (сравнение позаимствовано из одной научно-популярной книжки). Веллер, правда, не считает себя сверхэнергичным. Он говорит, что больше всего в жизни любит «ничего не делать», «сидеть в стороне и просто смотреть», и ставит в пример двух своих гиперактивных друзей – Дмитрия Быкова и Владимира Соловьева (который телеведущий).
Писатель и философ в одном лице – далеко не редкое сочетание. Но отбросим писательствующих философов и философствующих писателей, возьмем только тех, кто относится к своим построениям всерьез, верит в них, живет в соответствии с ними. Сколько из них могут похвастаться оригинальным объемным мировоззрением, позволяющим ответить на ЛЮБОЙ вопрос? В самом деле, сколько? Я могу назвать только пятерых. Кроме Веллера, это покойный Александр Зиновьев (в последних работах он называл свою систему «интеллектологией»). Юрий Мамлеев, создавший систему, сходную с традиционализмом Рене Генона и задолго до знакомства с работами последнего. Виктор Пелевин со специфическим буддизмом (сквозь его постмодернистские игры проступает искренность неподдельного убеждения). И Алина Витухновская с причудливым замесом экзистенциализма и гностицизма под названием «Уничтожение реальности». Не знаю, насколько приятно Веллеру будет такое соседство. Но извините, Михаил Иосифович, других писателей-философов у нас для Вас нет.
Недоброжелатели говорят, что книги Веллера хорошо раскупаются, потому что «Веллер» рифмуется с «бестселлер». Я думаю, что формула успеха Веллера другая: АЗАРТ и НЕЗАШОРЕННОСТЬ. Оттого и философские книги у Веллера получаются столь же увлекательными, как и его рассказы.
Веллеру – 60. Он еще всем покажет.
P.S. А в следующем номере «НГ-EL» читайте интервью с юбиляром.