Двенадцать "представителей российской интеллигенции" и примкнувший к ним писатель Олег Павлов выразили озабоченность планами пересмотра "стандартов" преподавания литературы в школе. Их открытое письмо к министру образования России разнообразно комментировалось в средствах массовой информации (см., в частности "НГ" от 21 июля 2003 года). Некоторым комментаторам, впрочем, даже непонятно, о чем вообще идет речь. А речь идет конкретно о том, что плохие "коммунистические" произведения из программы надо изъять, а хорошие, антикоммунистические - вставить.
Горького и Николая Островского, которые писали, что сражаться и побеждать - хорошо, следует заменить Шаламовым и Платоновым. Чтобы школьник, прочитав "Колымские тетради" и "Котлован", каждый день просыпался с дрожью облегчения: как хорошо, что я родился не в Советской стране! Хоть и не американским безработным (что было бы предпочтительнее, конечно), но - все-таки не в Советской, где кровь и грязь и прочие перегибы...
Но поскольку так прямо и заявить "представителям интеллигенции" мешает их фарисейство (или, может, не фарисейство, а желание быть чуточку святее Папы Римского), они сбиваются на правозащитную риторику, эту известную разновидность бессмысленного канцелярского стиля: "Трагическая по судьбе русская литература XX века дала великие образцы, способные предостеречь от опасности повторения ошибок, чреватых гибелью миллионов. И они должны быть включены в обязательную школьную программу".
Можно предположить, что "трагические по судьбе образцы", предостерегающие от повторения ошибок, "чреватых гибелью миллионов", - это как раз произведения Островского, Серафимовича, Фадеева, Кетлинской и всех прочих, кто так или иначе утверждал превосходство идеи над человеческой жизнью. Однако вопреки этой очевидной логике подписанты считают "предостерегающими образцами" произведения Мандельштама, Пастернака, Ахматовой...
Вероятно, они озабочены не столько "предостережением от ошибок", сколько насаждением собственной, отличной от советской, идеологии. Их волнует, что писатели, воспевавшие приоритет частной жизни перед социально-активным существованием, то есть писатели либерально-полезные, переводятся в разряд "рекомендуемых", а значит, не оплачиваемых из государственного бюджета.
Дело в том, что никакой "обязательной программы" по литературе не существует. Школьная программа формируется из двух частей: во-первых, из базисного плана (как бы общегосударственного минимума), который составляет примерно 70 процентов учебного расписания, и, во-вторых, из регионального и школьного компонентов. Никто не запрещает изучать "рекомендованного" Пастернака и в рамках базисного плана, и в рамках школьного компонента (школа имеет право утверждать свои курсы). Но подписантам хочется, чтобы Пастернака изучали директивно - чтобы именно госбюджет оплачивал именно "либеральных" писателей. Таким образом, становится очевидно, что "представители интеллигенции" озабочены не столько делами образования, сколько вопросом верности путинского правительства буржуазно-демократической присяге.
"Страна переживает ответственный исторический момент, и каждый делает свой выбор, - пишут они. - Усилившееся давление на общество, средства массовой информации и бизнес имеет свои исторические аналогии, и чтобы сознательно оценить или игнорировать грозящие последствия, эту историю необходимо знать". Вот и сказаны ключевые слова - "давление на бизнес"... Это ведь почти "пересмотр итогов приватизации"! Кощеева игла Свободы и Демократии. Итак, письмо "представителей интеллигенции" министру образования - это не культурная, а политическая манифестация. Никакого отношения к преподаванию литературы в школе она не имеет.
А Олег Павлов, чья подпись под письмом выглядит не менее дико, чем подпись Виктора Астафьева под известным Письмом 42-х с призывом раздавить гадину, в ответ на мой недоуменный вопрос сообщил: "Мне там все безразлично, кроме того, что Шаламова с Платоновым из школьной программы исключили. Поэтому я подписал".
Вот, опять российские интеллигенты русского писателя обманули...