Гидролаборатория с частью МКС, где проходят учения. Фото с сайта www.gctc.ru
Перед воротами – стоянка. Рядом – некогда кирпичное, а теперь обшитое серым пластиком здание бюро пропусков. Звездный уже семь лет как не военный, но въезд и вход на территорию городка осуществляется строго после получения разрешения. Только теперь вместо солдат у шлагбаума дежурят обычные охранники. Голубой листочек с моей фамилией уже ждет меня за окошком бюро.
За воротами – длинная еловая аллея, точно такая же как в детстве. С правой стороны спряталась поликлиника, где много лет проработала моя бабушка. С левой в глубине в старом садике был стол заказов – советским офицерам к праздникам выдавали деликатесы. Я любила сервелат «с мелким жиром», который родители всегда покупали к Новому году. Дальше стоят дома космонавтов. В одном из них жила семья Гагариных. Жили космонавты и в высотке, которую сразу окрестили «фигой» из-за ее сложной архитектурной конфигурации, напоминающей выставленный вверх палец (а также из-за сложности получения в этом доме квартиры).
Чуть дальше по аллее стоит памятник самому Юрию Алексеевичу. «Гагарин – воздушный парень», – когда-то назвал героя мой трехлетний племянник. Отлитый в 1971 году первый космонавт шагает мягкой походкой из березовой рощи. В руке за спиной – трогательная ромашка. Эту историю рассказывают всем приезжим: уже готовый памятник пришлось дорабатывать по просьбе Валентины Гагариной – с ежедневной пробежки муж всегда приносил ей цветок (к моменту установки памятника, первого космонавта уже три года не было в живых). Теперь же все наоборот – у памятника всегда лежат цветы.
Гигантской центрифуге нет равной в мире. Фото с сайта www.gctc.ru |
Еще один космонавт, поменьше, «летит» куда-то вдаль прямо у входа в Дом космонавтов – местного ДК. Концертный зал, кружки, выставочные залы, в которых показывал свои фотографии в том числе и мой папа. Здесь же провожали в последний путь моего деда, военного летчика, и не только его. По Аллее героев, в конце которой стоит ДК, когда-то маршировали одетые в парадную синюю форму офицеры гарнизона. В 2009 году, когда давно уже не секретный Звездный городок передали Роскосмосу, закончилась его военная история. Когда прощались с полком, многие старожилы плакали. Казалось, представить Звездный без военных невозможно. Они были здесь всегда – редкий мужчина встречался в рабочий день без формы цвета хаки.
И редкий ребенок не бывал с кем-то из родителей на территории военной части – в самом Центре подготовки космонавтов. Там – все космические сокровища. Гигантская центрифуга, равной которой нет в мире. Гидролаборатория с частью МКС и плавающими под водой людьми в скафандрах («Учения идут», – говорил папа и с трудом отдирал меня от смотрового стекла). А зал с тренажерами-макетами космических аппаратов был лучшей игровой площадкой. Ну а кто не пробовал космическую еду из тюбиков? Сегодня все это может увидеть любой желающий, достаточно записаться на экскурсию. Да что там увидеть – использовать, были бы деньги: хочешь ныряй в бассейн с космическими кораблями, хочешь вращайся на центрифуге, примеряй настоящий скафандр, летай на «МиГе», а то и вовсе свозят на Байконур на пару дней. То, что в прошлом казалось загадочным миром, доступным лишь избранным, сегодня превращается в аттракцион. Трудно сказать, хорошо это или плохо, но при современной глобализации и господстве высоких технологий кажется, что и космос становится каким-то домашним.
Памятник Юрию Гагарину на Аллее героев в Звездном городке. Фото Ридус |
Многое изменилось за прошедшие годы. В озере, где прежде купался весь городок, теперь плавают лебеди, а вместо хлипкого мостика, стоит новомодная каменная беседка с балюстрадами. Закрыт военторг с бывшей офицерской столовой – продукты городок покупает в типовом «Дикси». Исчезло любимое в детстве кафе «Солнышко» и его самое вкусное в мире мороженое с вишневым вареньем с косточками. Старая детская площадка с ракетой (а с чем же еще!) давно не существует. Вместо нее стоит стандартный пластиковый городок. Дети не бегают больше на стрельбище, где офицеры тренировались стрелять по тарелочкам (больше всего ценились целые тарелочки, но советская военная подготовка почти не оставляла им шанса). И не рассказывают страшилок про сбежавших в самоволку солдат. На пустыре, где прежде весь городок выгуливал собак, вырос храм. «Совсем спятили, – ворчала соседка, вдова космонавта, – сколько раз туда летали, никакого Бога не видели». Но были и другие мнения, храм прижился, наполнился святынями, а благословение космонавтам перед полетами стало таким же традиционным, как прежде космонавтские суеверия.
Над Звездным по-прежнему шумят самолеты Чкаловского военного аэродрома. Раньше полеты и учения были постоянными – и днем и ночью.
Теперь аэропорт обслуживает не только военные, но частные гражданские рейсы – я сама летала оттуда несколько лет назад, с удивлением первый раз вступив на закрытую прежде территорию. Шума самолетов в Звездном никто не замечает – многие жители гарнизонов привыкли к мощному гулу моторов. Случались и анекдоты: мой дед однажды приехал из Звездного в Москву. Ночевал у друзей на Бауманской и всю ночь не смог заснуть... от шума трамваев под окном.
У маленького городка есть еще несколько проходных – можно выйти к дачным участкам, к новостройкам, к кладбищу. Там, где мы ходили по просеке за земляникой, растут новые дома. Меняется старый ландшафт, уходит старое поколение, ему на смену приходит новое, молодое. Но остаются воспоминания, добрые, как и все, что приходит из детства.