Самый знаменитый персонаж сказок Гофмана повсюду. Фото РИА Новости
Без какого спектакля сегодня невозможно представить новогодние праздники? Ответ очевиден. Каждый декабрь «Щелкунчики» всех видов плотными рядами занимают новогоднюю афишу Москвы. В этом году их так много, что в Интернете даже появилась интерактивная карта, на которой можно поискать, не идет ли очередной спектакль по соседству с домом. «Совсем с ума сошли, – подумала было я, – а «Снежная королева», а «Морозко»?.. Сколько можно, один «Щелкунчик» кругом».
А «Щелкунчик» вовсе не один – выбор огромен: от спектакля для годовалых детей с печеньем и плюшевыми мышками до прославленного балета Юрия Григоровича в Большом театре. От песочного шоу с живой музыкой до оперы с тем же названием. От масштабных ледовых шоу, поставленных олимпийскими чемпионами, до джазового концерта по мотивам классического произведения. Мюзиклы, кукольные и драматические спектакли и просто много-много понятно чьей музыки.
Не посмотреть в каникулы хотя бы одного «Щелкунчика» нынче считается почти дурным тоном. Если бы не бешеные праздничные цены, впору проводить новогодние квесты: посмотри всех «Щелкунчиков» и получи конфетки. Мне сладостей досталось бы не так уж много: из трех десятков московских постановок я смотрела всего несколько. По одной простой причине: даже гениальная музыка начинает надоедать, особенно когда зимой слышишь ее в заставке каждого второго мобильного телефона. Посмотреть всех «Щелкунчиков» столицы можно только из спортивного или профессионального интереса.
Власть «Щелкунчика» над нашими умами и сердцами так велика, что кажется, что командир кукольных войск был с нами всегда – просто непонятно, что смотрели и ставили люди на Рождество до его появления. При этом сама сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» не получила такого резонанса – в этом году отмечается ее 200-летие, но об этом мало кому известно. Только Российская государственная детская библиотека на этой неделе открыла выставку, посвященную иллюстрациям к «Щелкунчику». На ней и классики типа Валерия Алфеевского и Нины Гольц, и современные художники вроде Максима Митрофанова. Сходите – не пожалеете, заодно можно взять из библиотеки книжку, перечитать.
История, написанная великим немецким романтиком, не получила бы такого признания, если бы не музыка великого русского романтика. В 1892 году состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского, который и обеспечил неугасающую любовь публики к истории Гофмана. Правда, первый спектакль, как водится, раскритиковали: и постановка выглядела слабой, и костюмы не блистали оригинальностью, и фея Драже показалась толстоватой. Успешную жизнь спектаклю ничто не предвещало. Мариус Петипа, написавший либретто, саму постановку переложил на своего заместителя Льва Иванова. Иванов ставил через силу – ему пришлось лавировать между чужим сценарием и масштабом поздней музыки композитора, которая плохо втискивалась в кукольный сюжет.
Не посмотреть в каникулы хотя бы одного «Щелкунчика»
нынче считается почти дурным тоном. Фото Дамира Юсупова с сайта www.bolshoi.ru |
Однако с тех пор балет ставили бесчисленное количество раз. В его более чем вековой истории есть и классические и авангардные версии, как, например, балет Марка Морриса с фастфудом, брейк-дансом и другими атрибутами Америки 1980-х или философская постановка Мэтью Борна, который перенес действие в сиротский приют. Один из важнейших спектаклей поставил в 1954 году Джордж Баланчин, воплотив в истории воспоминания о своем детстве в России. Бюджет у постановки был такой, что администрация боялась, что театр разорится: 150 костюмов, 60 человек персонала за сценой, да что там – 20 килограммов конфетти в танце снежинок! Театр не разорился: роскошная постановка не только до сих пор идет в New York City Ballet, но и стала одним из атрибутов рождественских праздников. Ради этих конфетти можно слетать и на другой континент.
Немецкая история любопытным образом пустила корни на русской почве. Героиня истории Мари стала Машей, ее брат Фриц так и остался Фрицем, что очень поощряли советские идеологи, но в некоторых случаях стал Мишей. Но главное – сам щелкунчик – как много детей в нашей стране видело эту немецкую игрушку? В советское время орехи кололи молотком. В моем детстве пользовались обычной входной дверью – щелк, и готово, хотя у бабушки в шкафу хранились старые потемневшие от времени щипцы. Читая книжку про щелкунчика, я и подумать не могла, что немецкие дети с деревянным человечком знакомы не понаслышке.
А они знакомы, и очень давно. Сам деревянный орехокол никакого отношения к зимним праздникам и тем более к Рождеству не имеет. Считается, что первые щелкунчики появились в Германии в районе Рудных гор, где рудокопы на досуге развлекались деревянным промыслом, да так успешно, что скоро сделали его основным. Помимо прочего они создавали и механических кукол для колки орехов – маленькие карикатуры солдатиков, королей, жандармов. В их числе появился и классический образ щелкунчика в мундире и треуголке, с бородкой и косичкой, на которую нужно нажать, чтобы зубастый рот расколол орех. И по сей день в городке Зайфен работает около сотни мастерских – говорят, самые аутентичные щелкунчики производятся именно здесь. В соседнем Нойзаузене стоит и самый большой Щелкунчик в мире – его высота 10 метров, а вес – более 3 тонн. Вряд ли кто-то захочет оспорить этот рекорд.
Теперь купить щелкунчика можно и в России, хотя орехи давно никто не колет, а покупает очищенными в магазине. Но это и неважно: музыка, рождающая ощущение сказки, остается не просто гениальной, но родной, настоящей, человеческой. Сколько бы постановок ни создавали театры, ты приходишь на любую из них, чтобы улыбнуться рождественской елке и снова, как много лет назад, почувствовать волнение и надежду. В общем, приходишь за детством и за чудом. Пойду-ка я куплю билет на «Щелкунчика», хоть на мюзикл, хоть на песочную анимацию.