Детский театр готовит маленького зрителя к восприятию более взрослого классического театра.
Скрипка, виолончель и арфа. Три леди в черном играют фрагмент из Чайковского. Мимо арфы на коленках проползает ребенок месяцев 10. Внимательно смотрит на огромный инструмент и ползет дальше. Ребенка никто не ловит и не гонит. Этот концерт придуман специально для таких, как он, – ползающих, иногда капризничающих, пока еще не слишком говорящих, но уже очень любопытных и радостно впитывающих любой новый опыт. А главное – для их мам, засидевшихся дома.
За последние несколько лет в Москве появилась целая структура культурного досуга для детей младшей возрастной категории – от рождения до трех-четырех лет. И речь идет не о развивающих центрах, которые теперь есть в каждом районе города, а именно о знакомстве самых маленьких зрителей с самым большим искусством. Эти же проекты решают и другую большую задачу – включение в городскую досуговую жизнь родителей, раньше оказавшихся вычеркнутыми из круговорота событий как минимум года на полтора, а то и на три – до детского сада. Благодаря возможности убить сразу двух зайцев досуг из категории «мама+малыш» пользуется большой популярностью.
Развитию этого направления парадоксальным образом способствует как популярная нынче теория раннего развития, так и ее опровержение. Теория в общих чертах говорит о том, что разнообразие раннего опыта приводит к более высоким достижениям в будущем, что связано с количеством образующихся нейронных связей и другими биохимическими процессами. Однако сегодня знаменитая книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» потеряла свою популярность: все больше специалистов утверждают, что детям младшего возраста противопоказано обучение символьным системам и другая «дрессировка», но необходимы сенсорные впечатления и свободная игра. Проекты бэби-формата одновременно утверждают необходимость раннего приобщения к большому искусству и предоставляют значительный сенсорный опыт. И я, как продвинутая мама, читавшая и Ибуки, и его оппонентов, серьезно изучила область искусства уровня «бэби» на собственном опыте.
Мне повезло: моя трехлетняя дочь – спокойный усидчивый ребенок, с вниманием исследующий все новое. За два года мы основательно изучили афишу московских театров, наслушались музыки, познакомились с балетом и музеями. И выяснили, что не только довольно сильно отличаются концепции таких проектов, но и стремления родителей в воспитании своих детей.
Сразу несколько московских проектов предлагают малышам послушать музыку – от классической до джаза и рок-н-ролла. Нравится ли это детям, понять нетрудно – кто танцует, кто рыдает. Зато сами родители могут неплохо провести время, послушав живой концерт. Если их, конечно, не смущают чужие орущие младенцы: все-таки слушать Бетховена с утра пораньше на полу какого-нибудь фитнес-клуба или библиотеки не то же самое, что пойти вечером в консерваторию. Однако при отсутствии времени этот формат спасает от скуки и позволяет амбициозным мамам поставить жирную галочку в списке развития своих детей. Ведь всем известно и британские ученые доказали, что без Моцарта нет полноценного детства.
Разнообразие раннего опыта приводит к более высоким достижениям в будущем. Фото Агентство «Москва» |
С бэби-театром история посложнее. Этот сегмент культурного досуга претендует (и не без причины) на звание действительно серьезного искусства. Термин «беби-театр», строго говоря, не совсем верный: детей с одного до трех лет, на которых в основном ориентирован такой театр, в англоговорящем мире называют тоддлерами. В Европе принято говорить о «театре для самых маленьких». Там этот сегмент существует уже около 30 лет и считается вполне самостоятельным искусством: об этом говорит разнообразие театров, профессиональные фестивали, творческие лаборатории. В России такая лаборатория только одна, впрочем, «БебиЛаб» весьма продуктивна. Мы смотрели значительную часть ее спектаклей, и некоторые впечатляют даже взрослых. Моя дочь и сейчас вспоминает балет для самых маленьких «Лебединое озеро» (к первоисточнику имеющий весьма опосредованное отношение), хотя смотрела его полтора года назад. Постановки беби-формата объединяют простота сюжета, пространственная доступность (сцена и зрительный зал условны), интерактивность. Московские театры сегодня представляют вполне внушительную афишу, причем это не только антрепризные и независимые проекты – сдаются перед крохотными зрителями и гиганты классического театра. Появился беби-спектакль в Театре Маяковского, поставил две оперы для самых маленьких Театр Сац, два года назад отдельную беби-программу даже представила «Золотая маска».
Помимо прочего, такой театр решает одну важную задачу – подготовку маленького зрителя к восприятию более взрослого классического театра. И в этом смысле очень горько видеть, как родители насильно тащат на спектакль своего ревущего ребенка, предпочитающего катать в коридоре машинку, а не тихо сидеть в темноте. Мода порой превосходит здравый смысл и чуткость к потребностям маленького человека. А сами подобные выходы могут стать для родителей хорошим маячком – обратить внимание на те или иные особенности своего чада.
Непросто родителям и в музеях. Выставки, особенно художественные, пожалуй, наиболее сложный для восприятия ребенка раздел искусства. Прежде всего потому, что здесь редко есть что потрогать, если, конечно, вы не в Дарвиновском музее, где можно потрепать клочки шерсти, погладить лягушку и прикоснуться к настоящему черепу. Особенно страшно смотреть на перекосившиеся лица музейных смотрителей, когда какой-нибудь развеселившийся тоддлер решит поиграть в догонялки в греческом зале. Однако уже никому не придет в голову остановить маму с коляской, пришедшую на выставку, разве что это не запрещено правилами безопасности, как например, в «Гараже» (там, впрочем, взамен колясок выдают бесплатные слинги). Все музейные реконструкции и уж тем более новые здания в обязательном порядке включают обеспечение доступа малоподвижных групп населения, к которым родители с малышами также относятся. Кое-где появились и пеленальные столики.
Разворот нашего общества в сторону самых маленьких членов этого самого общества – значительный показатель цивилизационного развития. Однако и родителям в этом случае не стоит терять голову – лучше относиться к искусству для малышей с известной долей юмора.