Крупнейшая телекомпания страны вещает на финском, шведском, а теперь и русском языках.
«Общественное – не значит государственное. Мы стараемся вовсе не употреблять выражение «государственное телевидение», – подчеркивает директор по коммуникациям телерадиокомпании Yle Мика Ойямиес. С этим трудно поспорить: самый популярный местный телеканал, хоть и работает за счет налогов, не подчиняется государству и свободен от политического заказа.
Телерадиовещательная компания была основана еще в 1926 году и начинала с радио. Телетрансляцию наладили только в 1950-х, и сегодня Yle остается самым востребованным медиа. Помимо передач на финском он также транслирует новости и передачи на шведском, саамском, карельском, а с недавних пор – и русском языках. Крупнейший медийный холдинг Финляндии стал новатором во многих моментах. Так, Yle первым ввел бесплатную прямую трансляцию всех программ в Интернете. Yle работает над эксклюзивностью материалов и не позволяет себе ссылаться ни на какие другие финские медиа. Наконец, на телеканале запрещена коммерческая реклама, потому что это может сказаться на объективности.
В Финляндии есть единственный именной налог – «налог на Yle», и ежегодно граждане и компании должны уплачивать на содержание телеканала от 50 до 140 евро в зависимости от уровня дохода (от уплаты освобождаются дети и малообеспеченные граждане с доходом менее 7,8 тыс. евро в год, например, студенты).
Бюджет телеканала составляет почти 500 млн евро в год, и он практически всегда показывает безубыточность (как говорят представители телеканала, провалы бывают только в годы крупных спортивных событий, таких как олимпиады и чемпионаты мира по футболу, – права на вещание этих мероприятий выливаются в копеечку, и в компании давно подумывают, как урезать расходы на эту дорогостоящую забаву или отказаться от нее вовсе). Yle напрямую не зависит от государства, и власти могут лишь регламентировать деятельность телеканала посредством вневедомственного органа – управляющего совета из двух десятков парламентариев. Однако депутаты не имеют права вмешиваться в редакционную политику.
Львиная доля трафика Yle приходится на радиостанции, которые вещают на разных языках, в разном формате и с прицелом на разную аудиторию: Yle Radio Suomi, Yle Radio 1, Yle Puhe, Yle Klassinen и др. «У многих финнов есть дача, где они проводят уик-энд, а дорога до загородного дома занимает несколько часов, – рассказал Мика Ойямиес. – Неудивительно, что в пути финны всегда включают радио».
В финском обществе не раз возникали дискуссии о целесообразности «народного финансирования» Yle и звучали призывы отменить налог, но даже конкуренты признают: телекомпания нужна обществу. «Yle задает очень высокий стандарт работы, планку профессионализма и качественной журналистики, он работает объективно и беспристрастно, – соглашается главный редактор ведущей финской газеты Helsingin Sanomat Антеро Мукка. – Другим медиа приходится равняться на Yle. Кроме того, телеканал обеспечивает право человека на информацию».
В отличие от Yle частной компании Sanoma Oyj приходится думать о прибыли, активно привлекая рекламу. Газета Helsingin Sanomat остается самой популярной в стране, и большая часть ее аудитории – это постоянные читатели, которые ежедневно выписывают газету. «Портрет читателя нашей газеты – это человек в возрасте 35–55 лет, зачастую имеющий бизнес, принимающий решения и желающий знать, что действительно происходит в стране и обществе, – говорит главный редактор. – Портрет посетителя нашего сайта несколько другой: это человек помоложе, с небольшим стажем работы, тяготеющий к мультимедийным форматам».
Sanomat ищет новые способы монетизации. Сайт по примеру западных изданий ввел лимит на бесплатный просмотр материалов, попутно привлекая нативную и другие виды рекламы. В свете последних экономических неурядиц изданию приходится урезать расходы, рассказывает Мукка. Однако сокращать зарплату сотрудникам издание не намерено. Вместо этого ставку решили сделать на улучшение логистики, потому что доставка газет в отдаленные регионы Финляндии обходится слишком дорого.
Телеканал Yle не подчиняется государству, но зависит от общества. Фото предоставлено пресс-службой телеканала Yle |
Кроме того, холдинг Sanoma Oyj решил проститься с убыточными проектами в других европейских странах, в том числе и России. «Несколько лет назад, имея большие средства, мы начали экспансию за рубеж, активно скупая местные журналы и газеты, – вспоминает Мукка и признает: – Не везде вести бизнес оказалось выгодно. Теперь мы шаг за шагом выходим из убыточных регионов и, по всей видимости, будем продавать наши портфели, в том числе и в России». Sanomat уже успел сбыть свою долю в газете «Ведомости», теперь очередь за глянцевыми журналами Bazaar, Cоsmopolitan и др.
Модель продажи подписки кажется финским журналистам перспективной. По крайней мере так считают Рику Сиивонен и Ханна Никканен – основатели проекта Longplay, специализирующегося на больших историях и расследованиях. Longplay зарабатывает на онлайн-подписке, причем часто ее приобретают не только для себя. «В преддверии Рождества многие покупают нашу подписку в подарок друзьям и знакомым», – рассказывает Сиивонен.
В портфеле журнала уже несколько громких расследований (последнее было посвящено строительству АЭС при участии России, и, как выяснили журналисты, этот проект не только не принесет пользу стране, но даже окажется убыточным для всех участников). Одна из следующих статей может быть посвящена русским бизнесменам и олигархам, которые прописались в Финляндии и приняли местное гражданство. «По финским законам чиновники должны предоставлять информацию по первому запросу журналиста, – говорит Хана Никканен. – В том числе и на основе этих данных мы готовим расследования». В планах Longplay – постоянная англоязычная и французская версии, а также открытие Longplay по франшизе в других странах.
Финляндия несколько лет подряд занимает первое место в мире в индексе свободы прессы, что не кажется удивительным. Доступ граждан к объективной информации – один из приоритетов всех финских СМИ, а в силу социальной ориентированности государства и солидарной ответственности журналистам успешно удается отстаивать свои права. Эта профессия является одной из самых защищенных, не в последнюю очередь благодаря самим репортерам и корреспондентам, которые объединились в мощный профсоюз – Союз журналистов Финляндии. Это организация отстаивает как права авторов, трудоустроенных в редакции, так и фрилансеров, которых становится все больше (на долю последних приходится около 15%).
В союзе работают пять омбудсменов, главная задача которых – юридическая защита интересов журналистов, а также консультация и экспертиза по правовым вопросам. За годы существования союз выиграл около 90% всех судебных исков. «Мы защищаем интересы наших членов как в спорах с работодателями, так и с властями», – рассказала Элина Грундстрем, которая со следующего года займет должность руководителя союза.
Помимо этого союз предоставляет своим членам широкий спектр дополнительных бонусов: туристическая страховка на время поездок, страховка от несчастного случая, подписка на журнал, издаваемый союзом, скидки на отели и рестораны по всему миру. В случае потери работы член союза получает ежемесячную компенсацию в течение двух лет. Неудивительно, что союз востребован среди профессионалов: его членами являются почти 90% всех финских журналистов.