0
9199
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.08.2014 00:01:00

Мифология человеческого уха

Велимир Разуваев
Заместитель заведующего отдела политики "Независимой газеты"

Об авторе: Велимир Владимирович Разуваев – обозреватель «Независимой газеты».

Тэги: философия, человеческое тело, восприятие, воображение, мифология


философия, человеческое тело, восприятие, воображение, мифология Старые карты не отражают реальность, они содержат мифы. Средневековая карта мира из Вестминстерской Псалтыри, Британская библиотека, Лондон

Должно быть, все человеческое существо, включая голову и лицо, есть мировая карта. Не морской портулан эпохи Возрождения, а именно mappa mundi, испещренная записями и указателями, сводками из событий древности, рисунками причудливых созданий – и забытых чудовищ, притаившихся в лабиринтах душ. Эдакая географическая физиология (или физиологическая география), где каждая часть тела играет свою роль не только в нашей личной жизни – но и в жизни социума. 

Скажем, в физиогномическом разделе второй части книги философа Петера Слотердайка «Критика цинического разума» исследуются следующие пункты нашего животно-рекламного (потому что цинического) бытия: зады, гениталии, пуканье, груди, дерьмо, язык, губы, взгляд. Эти образы работают на цинизм в психосоматическом смысле, и все они являются частью той самой мозаичной потрескавшейся карты человека. Мы называем ее mappa mundi лишь потому, что она – археологический образ и отдельные ее составляющие со временем пропадают; вроде как они нужны, но их не замечают, потому что смысл таится в других, живых деталях.

Такая вот, то есть живая, деталь – нос. Этот фрагмент лица (мозаики) как образ очень близок русскому человеку, о чем писал в свойственной ему, как бы сейчас выразились, непатриотичной манере Владимир Набоков. Темой одной его статьи (она и другие, а также лекции впоследствии были объединены в один большой материал о русской литературе) было творчество Гоголя, предметом первоначального разбора – сам писатель. Американский классик не стеснялся – он не просто коснулся длинного, большого, чувствительного носа Гоголя, а исследовал его вдоль и поперек.

Нос можно повесить, на нем делают зарубки, по нему щелкают, а им клюют – Набоков пишет об огромном арсенале возможностей носа в русской речи, утверждая, что в творчестве и жизни Гоголя (и, видимо, не только его) нос был чем-то отдельным – выпуклым, несколько даже лишним, живущим своей собственной жизнью. Это и обеспечило ему популярность, несмотря на то что нос лишен эстетики (она отдана запахам).

Что уж в таком случае говорить о глазах и виданных ими картинах, губах и вкусах, коже, пальцах, предчувствиях. И все же – один фрагмент мозаики этого общечеловеческого лица вечно выпадает из нее; о нем знают поначалу – дети его чувствуют, но потом словно забывают о его существовании, и только лютый мороз напоминает, что голова человеческая не ограничивается передней стороной лица. Этот фрагмент, иными словами, – истинно лишний, действительно забытый. Конечно, речь об ушах.

Я помню, как где-то лет восемь назад человечество почти достигло социальной справедливости – мороз сковал эмоции, все – вне зависимости от достатка – надели пуховики, все стали одинаково замерзшими и несчастными. Вероятно, для достижения полной и вечной справедливости необходим новый ледниковый период.

Но, конечно, и в такой ситуации найдется один глупый индивидуалист. Мой друг, вероятно, и сам не понял, что натворил, когда, тщательно причесавшись и наглядевшись в зеркало, оставил в один из тех зимних дней дома шапку. Выходя из метро, он скорее всего был уверен в себе, в том, что сделал правильный выбор – он не стал надевать головной убор, чтобы не испортить прическу. Он шел, подставив встречному ветру левое ухо – так пробор должен был остаться в сохранности.

Некоторое время в университете никто ничего не замечал. Но затем ухо все явственнее стало приобретать фиолетовый цвет – оно увеличилось в размерах, неестественно опало, будто моля о жалости и сострадании. В последующие дни его пришлось скрывать шарфом, оно болело от шумов и прикосновений к поврежденной ткани; забытое по прошествии долгих лет, минувших со времен детства, когда ребенок осознает себя и свое тело, оно возопило о внимании и заботе.

С тех пор я каждый раз при встрече со смехом напоминаю другу об этом случае, хотя у него, конечно, есть намного больше поводов посмеяться надо мной. Может, из-за этой истории меня и начал интересовать образ человеческого уха. Это история об Одиссее, вернувшемся на Итаку: превращенный Афиной в нищего старика, он остается не узнанным женихами Пенелопы. Месть его страшна.

Ухо лишено малейшего маневра. Глаза, вынужденные видеть реальность, можно сосредоточить на успокаивающих естественных объектах – земле, дереве, небе. Не чувствовать вонь можно, если заткнуть нос. Руки спрятать в карманы. Все эти части тела могут воспринимать информацию избирательно. Уши мы, лишенные возможности слышать исключительно естественную среду (ветер, прибой, гром) и вынужденные впускать в себя гудки, бой стройки, рев моторов, – уши мы изолируем полностью. Наушники и музыка, в них играющая, перекрывают слуховой канал целиком. Город вытесняет наше общечеловеческое прошлое: поэтому, наверное, в фантастике пришельцы-гуманоиды – венец эволюции, продукт цивилизации будущего – лишены так называемого внешнего уха.

Мой друг тоже, наверное, мог лишиться внешнего уха вследствие своей неосторожности – но ему повезло. Мне же повезло в ином, ведь 10 лет назад я увидел идеал женских ушей и был очарован ими и влюбился. Многие парни в школе заглядывались на М., но взоры их приковывала другая, не менее выступающая часть ее тела (уточнять не стану), и только меня одного, кажется, привлекали ее уши. Чуть оттопыренные, больше тех размеров, что диктуют нам стандарты красоты, – она прятала их под светлыми локонами, совершая единственное преступление, которое я никогда не мог ей простить. Она не была красива, но, как сказал классик: «Оставим красивых женщин людям без воображения».

Не только лишь форма ушей М. (вспоминая которые я, должно быть, и приступил к этой работе) очаровала меня. Она была среди тех немногих, кто умел слушать. Эта способность теряется тем больше, чем дальше мы заходим в своем развитии. Когда-то Бетховен написал свою Девятую симфонию, будучи уже глухим. Сегодня уши нам не так нужны. И – более того – они осуждаемы. Они есть у стен, их нужно держать на макушке, а на них самих вешают лапшу. Ухо стало символом осторожности и системы, контролирующей общество. (В последний раз я узнавал что-то романтическое об этом органе, когда читал «Охоту на овец» Харуки Мураками.)

По всей видимости, уши еще и чаще всего раздражают наши нервы: не картина пьяной драки, не прикосновение к слизи, не запахи нечистот, а какофония споров, ударов, автомобильной пробки, криков. Накал страстей, которые нельзя остудить. Уши бессильны – ими и не пошевелишь нормально, а звук проникает внутрь, попадает между молоточком и наковальней и, выкованный и заостренный, вонзается в мозг. Проблема не в органе, а в том, что среда изменилась, эвфония (благозвучие) начала исчезать.

20 лет назад я впервые осознал, что такое вкрадчивый голос. Он принадлежал (и с тех пор единолично принадлежит) моей бабушке – этот тембр воздействовал на меня магическим образом, лишал сопротивления жизни, снимал раздражение, расслаблял мышцы; это были чистый покой и чистая радость, не идущие ни в какое сравнение с тем, как мы отдаем себя на волю радиоволн. Пожалуй, к мысли о важности ушей и звуков меня привело именно это воспоминание, отсылающее не к сиренам, а к музам с их божественным голосом и к блаженной стране Гиперборея, куда отправлялся мой разум, когда говорила бабушка.

Или же причина еще глубже – волшебная страна давно потеряна. В детстве я переболел отитом и почти этого не помню. Осталось только воспоминание о невыносимой боли. Оно, как и все другие, приходит при взгляде в зеркало. Сильная аллергия, оставившая шрам на левом ухе. Но есть и своя гордость – Дарвинов бугорок, относящий человека к тем 10% людей, чьи гены помнят времена массового поедания нашими предками бананов.

Кто-то мне рассказывал, что сверхъестественные способности у персонажей Стивена Кинга появляются не просто так. Они основаны на теории писателя, что когда-то, во времена глубокой древности, они были присущи нам всем. Выживание требовало больших усилий, чувств, острее нынешних. Развитие, культура и цивилизация, покой и беспокойство мегаполисов – и сверхспособности остаются в прошлом. Жизнь ускоряется, карты переведены в электронный формат с возможностью панорамного обзора, информацию все сложнее отфильтровывать, поэтому большая часть ее блокируется. Очень многое остается в забытых картах старого мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2063
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1322
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
983
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1292

Другие новости