0
4854
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.05.2014 00:01:00

Пришла вирта, отворяй ворота

Светлана Гамзаева
Собственный корреспондент "НГ" в Нижегородской области

Об авторе: Светлана Сергеевна Гамзаева – собственный корреспондент «НГ» в Нижегородской области.

Тэги: интернет, общество, ссср, история, веселая наука


интернет, общество, ссср, история, веселая наука Теперь мы думаем как Интернет. Фото Reuters

Мы – это инструменты, которые мы используем. Меняются инструменты – меняется мир.

Например, Интернет сегодня нельзя ужать или ограничить. Ведь это сон, который мы все уже смотрим и не готовы проснуться. Или тоталитаризм сегодня уже невозможен. Потому что тоталитаризм – это радио, а радио больше нет.

В фильме «Жестяной барабан» (знаменитая австрийская картина по роману Гюнтера Грасса) главный герой – мальчик, который родился вместе с нацизмом и в три года решил больше не расти. «Уже все соседи слушают Гитлера, а мы...» – возмущалась его мать, требуя от мужа купить радио, чтобы было как у всех. И вот и по их квартире разнесся истеричный завораживающий фальцет. А на улицах как раз зашагали марши коричневорубашечников.

В советских городах и весях дело Сталина точно также обеспечивала тарелка на столбах. «Для заслушанья достижений и директив», – писал Андрей Платонов. В его «Котловане» жилище землекопов было снабжено радиорупором, «чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы». И героям романа «становилось беспричинно стыдно от долгих речей по радио; им ничего не казалось против говорящего и наставляющего, а только все более ощущался личный позор».

Люди того времени вообще были похожи на радио. Резонирующие в едином ритме, не имеющие выбора, что и как слушать. Ведь когда мы слушаем, у нас нет выбора. Звук линеен и сам собой проникает в нас. Иное дело, когда мы смотрим. Можно переключиться на разные детали или перевести взгляд и не смотреть вовсе.

Первый массовый телевизор в СССР появился в 50-е. Помните, в фильме «Пять вечеров» – маленький, с водяной линзой, диковинный (это еще повезет, если есть хотя бы один на всю коммунальную квартиру). Его появление означало, что Сталину настала пора умереть. А Черчиллю – пережить закат своей карьеры. Великие вожди были возможны только в эпоху радио. Ведь политический лидер перед камерой выглядит уязвимым. Уже не небесным, а земным. Тем более что мелькание картинок разнообразит восприятие мира. Расширяет сознание и способствует рефлексии.

С эпохой радио ушли и диктаторы.	Фото РИА Новости
С эпохой радио ушли и диктаторы.
Фото РИА Новости

Так что с телевидением началась новая эпоха. Появилось поколение, похожее на телевизор. Пока с одной программой. Сначала серый, потом цветной. Голубой огонек, Хрюша, Степашка, программа «Время» – предсказанная ведущими жизнь, но уже без радиофанатизма.

Сладкий сон мог нарушить только свист и шорох приемника, волнующий воспоминанием, что в этом мире есть еще что-то за пределами голубого экранчика. В детстве мне нравилось медленно крутить ручку на нашем семейном «грундике» и ловить эти звуки Вселенной, ощущая и свою нелокальность тоже. Диссидентство вряд ли бы возникло, если бы не короткие радиочастоты. И причина тут не во вражеских голосах, а в полифоническом способе воспринимать мир.

Мое поколение было первым, кому в школе разрешили писать в прописи сразу шариковыми ручками, не оттачивая каллиграфию перьями. На наших партах еще были чернильные пятна от наших предшественников и дырка для чернильницы, но мы оказались первым разболтанным поколением. (Ведь от шариковой ручки почерк становится разболтанным.) Начались 70-е.

Чем ты пишешь, тем и дышишь. Пушкин вот творил гусиными перьями, он любил их грызть и писать огрызками. И теперь чернильные брызги на его рукописях – следы его полета. Достоевский же писал уже ручкой с металлическим пером, гусиным такое напряжение не создашь. А когда появилась печатная машинка, золотой век русской литературы закончился. Или, может быть, вообще весь Золотой век человечества, с его традиционностью, локальностью, неспешностью.

Ницше впервые создал свою работу на печатной машинке в 1882 году. Как ни удивительно, это была «Веселая наука» – та самая, где он написал, что «Бог умер». И с которой и начался, по сути, весь нынешний постмодернизм. Газета Berliner Tageblatt тогда отметила, что «Веселая наука» резко контрастирует с прежними значительными трудами философа, еще бы. А сам Ницше охарактеризовал свой первый машинопечатный опыт так: «Инструменты, которые мы используем для письма, используются нами и для формулирования наших мыслей». Не удивительно, что Хемингуэй слышал в стуке печатной машинки пулеметную очередь. Весь XX век хранил в себе дух «ундервуда».

Теперь в соцсетях популярна картинка с машинками, на которых писали знаменитые западные авторы прошлого века. Каждая индивидуальна, насколько индивидуальны их стили. А в СССР, сопоставляя машинки и самиздат, КГБ ловил диссидентов: у одной слегка западает клавиша, у другой неровно пропечатывается определенная буква…

Советский Союз закончился с изобретением ксерокса. Репрессивный строй был не в состоянии противостоять массовому распространению копировальной машины. И, может быть, не так уж виноват Рейган с его звездными войнами или Горбачев с миротворчеством и даже падавшие цены на нефть, как обычно думают. Тем более что вслед за ксероксом перевернуть мир готовился ПК. А за ним и Интернет. Привычное восприятие мира расползалось по швам.

Один из первых исследователей психологии Сети Джон Сулер сравнивал Интернет со сном. Изменчивое пространство, в котором «можно делать все что угодно: летать, проходить сквозь стены». Тут не существует времени. Вместо утра или вечера «доброе время суток». Коллективное сновидение, где все находится на расстоянии одного клика. Сад расходящихся гипертекстов. Глобальный квест, где с помощью новых аккаунтов и аватарок можно бесконечно играть с идентичностью. Где с помощью копипасты становишься и с гением на дружеской ноге. Да и вообще исчезает гениальность. Как и стирается авторство у картинок и цитат. Потому что любой сам себе художник, писатель, вообще творец. Двигая пальцем по экрану, выбирай себе свои новости, свой мир, свою этику и эстетику. Где критерием популярности чаще становятся не вложенные деньги, а созданное настроение. Это эпоха спонтанности, а поэтому и разнообразных общественных (не обязательно политических) движений, социальных инициатив, самопроизвольных (а не инициированных сверху) массовых флешмобов. Как и с радио или с печатной машинкой, меняется весь мир. И эту реальность невозможно отменить, как невозможно отменить погоду.

Конечно, смена эпох – это всегда и конфликт поколений. Отец Жюльена Сореля из «Красного и черного» Стендаля ругал его за чтение книг. Наши родители шпыняли нас за телевизор. Потом предметом поколенческой войны стали игровые приставки. Затем компьютерные игры. Теперь – Интернет и социальные сети. Родителям кажется, что они теряют в Интернете своих детей, мужьям – что своих жен, а правителям – своих подданных. Но ветер уже задул. Если вспомнить Ницше, мы уже думаем как Интернет. И создаем новую реальность на своем внутреннем тачскрине.

Нижний Новгород

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
471
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
335
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
384
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
437

Другие новости