Приглашенных гостей встречали настоящие парижские мимы.
Фото пресс-службы Международного женского клуба в Москве
У тех, кто читал «Москву и москвичей» Гиляровского, представление о балах весьма специфическое. Слишком западают в память рассказы «дяди Гиляя» о том, что на балах у московского градоначальника князя Долгорукова в доме на Тверской площади можно было увидеть и сапоги замоскворецких миллионеров, и поддевку гласного, и долгополый сюртук ростовщика, и даже разодетых скупщиков краденого и содержателей разбойничьих притонов, которые прикрывались от полиции мундирами благотворительных организаций. У тех, кто не читал, и вовсе каша в голове.
Традиция благотворительных балов – в XIX веке они проводились в промежутке от Рождества до конца Масленицы – возрождается в Москве не первый год. Стилизованно веселятся многие – от рекламщиков до кошатников. Но дух и атмосферу бала удается воссоздать единицам.
Для Международного женского клуба бал – это не вид корпоратива, а шанс побыть в кругу себе подобных. Клуб объединяет прежде всего жен дипломатов, работающих в России, и занимается благотворительностью. Сейчас они помогают девяти детским домам и ожоговому центру, собирая взносы прежде всего в среде экспатов.
Посольский бал в феврале или марте – в числе двух центральных клубных мероприятий года вместе с Зимним базаром в декабре, когда чудесным образом в центре Москвы можно купить настоящий сыр из Голландии по честной цене, свежие восточные сладости или детскую игрушку болид «Формулы 1» на итальянском стенде. В остальное время члены клуба, а их около 500, встречаются за чашечкой кофе, а в летние месяцы устраивают пикники и катаются на пароходе по Москве-реке.
Посольский бал в этом году проводится уже в 17-й раз, и каждый год – стилизация. На этот раз подзаголовок «О-ла-ла. Вечер в Париже». Как ни странно, это совсем не похоже на стандартные посольские приемы, куда, преисполнившись демократичности, многие уже приходят в джинсах. Не каждый день увидишь, как в гостиницу на Тверской стекаются дамы и кавалеры в платьях в пол и смокингах. Пусть даже выходят они не из карет, а из автомобилей представительского класса. Редкий случай, когда наших соотечественников не сразу отличишь от экспатов, возможно, потому что это в основном бизнесмены, пожившие за границей или постоянно работающие с иностранцами. Билеты на бал теоретически доступны всем. 5400 рублей на бал. 8500 рублей – с предварительным ужином в посольстве, где можно перезнакомиться и завязать контакты. Свои двери для гостей бала в этом году открыли дипмиссии Колумбии, Чехии, Венгрии, Латвии, Польши, Швейцарии и Уругвая.
К созданию французской атмосферы устроители подошли тщательно. Приглашенных встречали настоящие парижские мимы, которые на интернациональном языке жестов объясняли, куда проходить, строили глазки дамам, подмигивали кавалерам и – чтобы снять с гостей налет деловой серьезности – могли утащить кусок с тарелки. В нарядном зале играла французская музыка, со стен смотрели репродукции Монэ и Ренуара, а официанты были одеты в артистические береты, навевая мысли о Монмартре.
Отобедавших перед балом можно было отличить по легкой досаде при виде кушаний на фуршете в гостинице. Французские мини-кейки, рулетики, канапе и прочие вкусности в них уже не лезли. Тем благосклоннее принималось шампанское, вино и коктейли. Вместе с подарками они тоже были в изобилии предоставлены посольствами Хорватии, Дании, Индонезии, Ирака, Италии, Литвы, Турции и Зимбабве. Раздачу подарков – согласно традиции – устроители тоже превратили в игру. Разодетые дети из посольских семей ходили, как Красная шапочка, с корзинками и предлагали тянуть лотерейные билеты. Розыгрыш, как в другой известной сказке, в полночь. Практически под бой курантов.
Возникает резонный вопрос: а как же танцы? И они тоже были. От танго до фокстрота. По иронии, так называемую западную музыку играли исключительно российские оркестры? Moscow Soledad Orchestra и Lexicon Band. Выйти с партнершей под звуки Рor una cabeza не решился никто, боясь сравнения с Аль Пачино, который бесподобно исполнил это танго в фильме «Запах женщины». Зато под джаз в стиле диксилендов и адаптированные бальные мелодии на танцпол высыпали сразу несколько послов и советников с женами. Среди них выделялись темпераментные мадагаскарцы и поляки – в процессе посол и советник польской дипмиссии поменялись женами, что не нарушило танцевального строя. Кстати, супруга посла – Изабелла Зайончковски – президент Международного женского клуба и одна из авторов идеи проводить Посольские балы в Москве.
Единственное, чего не хватало на балу в парижском стиле, – это свободных партнеров. Живущие в Москве экспаты изначально восприняли это как семейное мероприятие, так что пришедшим без кавалеров девушкам пришлось немного поскучать. Если сравнивать с балами XIX века, нынешние могут выглядеть даже слишком чинно и благородно, без проказ. Видимо, все дело в том, что перебрать и перезнакомиться можно и в других местах. А на ежегодный Посольский бал пришли дружить семьями люди, которые знают меру и не переходят границ.