Моя PIKO. Площадь – 20 квадратных метров!
Фото Романа Смирнова
Франция, март 2007 года. Станция Экс-ан-Прованс TGV. Сбылась давняя мечта - проехать по стране на самом знаменитом скоростном поезде. С точностью до пяти секунд на станцию прибывает поезд TGV Duplex Марсель–Париж. Скрипнули пневмотормоза, пассажиры бросились к дверям: стоянка экспресса – 3 минуты. Только я добрался до своего кресла, поезд плавно тронулся и, миновав стрелку за станцией, стал быстро набирать ход… Средняя скорость движения поездов TGV – более 200 км/ч. За 4 часа 50 мин. вы проедете почти всю Францию с востока на запад – из центра Марселя до Лионского вокзала в Париже.
А началась моя «железнодорожная лихорадка», вероятно, на станции Москва-Сортировочная киевского направления Московской железной дороги в далеком-далеком детстве. Движение поездов завораживало настолько, что я мог часами смотреть это шоу. И очень хотелось быть хоть как-то причастным к процессу движения этой чудо-техники, взять «кусочек» железной дороги домой.
Подобное желание возникало не только у меня. Человечество буквально заболело железными дорогами еще с момента их возникновения. Если кто-то сомневается, то как тогда объяснить, что игрушечные поезда не теряют своей популярности уже более 100 лет?! Причем игрушки очень быстро трансформировались в одно их самых популярных в мире хобби - моделирование железных дорог.
Но коллекционеров и моделистов оставим в стороне. Они достойны понимания, а иногда и восхищения, однако основной потребитель компаний по производству моделей железных дорог все же дети. И эти модели – игрушки, в которые надо играть.
Я помню свои первые локомотивы, вагоны и банальное железнодорожное кольцо производства немецкой фирмы PIKO без всякого путевого развития (тупиков, съездов, стрелок и т.д.). Блок управления работал от батареек «Элемент 373». Восторг был, но недолго и неполный…
Принято считать, что модели железных дорог появились как реклама нового транспорта в Великобритании. Это, собственно, были поначалу не дороги, а лишь локомотивы. Но игрушки пришлись по душе детям и, как ни странно, взрослым, которые позже превратили страсть публики к железным дорогам в неплохой бизнес.
Есть разные версии того, как начался бум на железнодорожные наборы.
Основная версия гласит, что у истоков этого дела стояла немецкая компания Marklin, показавшая в 1891 году на ярмарке игрушек в Лейпциге свои разработки. Они имели одно принципиальное отличие от конкурентов: дороги от Marklin были «системными», то есть их можно было расширять путем приобретения дополнительных элементов (рельсовое полотно, подвижной состав и т.д.). Вскоре многие компании пошли по пути лидеров и предложили покупателям свои системы. Локомотивы Marklin конца XIX века приводились в движение пружинным механизмом, а уже в 1897 году американская фирма Carlisle & Finch выпустила первую электрифицированную железную дорогу.
Следующее эпохальное событие в мире домашних железных дорог случилось в начале 20-х годов прошлого века, когда появился новый типоразмер ширины полотна и новый масштаб – 1:87. Здесь нужно сделать маленький технический экскурс.
Типоразмер – это ширина колеи и соответствующий масштаб. Речь идет о типоразмере H0 (эйч-зеро) с шириной колеи 16,5 мм. Есть и другие стандарты в зависимости от размера, однако H0 – самый популярный масштаб потому, что позволяет строить дорогу на небольших площадях, и в то же время детализация макета может быть очень высокой. Британские производители пошли своим путем, назвав стандарт 00 (дабл-зеро) с тем же размером колеи и масштабом 1:76.
Массовый прорыв на рынок новый стандарт совершила опять же Marklin в 1935 году и снова на ярмарке в Лейпциге. Вернее, лучший проект на колее 16,5 мм предложила компания Trix, которая позже вошла в состав Marklin. Но до поры до времени более крупные дороги масштаба 0 (зеро) доминировали на рынке. Настоящий бум на домашние дороги размера H0 пришелся на 1950-е годы. Менеджеры Marklin сделали упор как раз на то, что в их железные дороги можно играть, и одновременно отмечалось, что макеты имеют высокую детализацию, то есть могут быть предметами коллекционирования. Главными потребителями, по оценке специалистов фирмы, были по-прежнему дети.
Типоразмеры макетов железных дорог могут быть самыми разнообразными. Фото с сайта www.northgeorgialivesteamers.org |
К середине прошлого века в мире насчитывалось уже несколько десятков крупных и мелких компаний, производивших не только железнодорожные наборы и компоненты, но и сопутствующие товары: дома, ландшафт, элементы инфраструктуры и т.д. Из всего списка производителей для нас сейчас особо интересен один – PIKO. Дело в том, что продукция этой восточногерманской компании была представлена на советском рынке. Продукция PIKO была в Союзе просто вне конкуренции. Нашим производителям так до сих пор и не удалось подобраться к немцам ни по объемам производства, ни по качеству.
Основанная в 1949 году, PIKO с возникновением ГДР оказалась, по сути, монополистом на всем социалистическом пространстве. В 60-х годах дороги PIKO появились в СССР и так из России не ушли до сих пор. Несмотря на то что сейчас нам доступны все производители, продукция наших исторических партнеров остается самой востребованной.
В 1990-х годах компания пережила реструктуризацию, но осталась в бизнесе, несмотря на то что более мощные на тот момент Marklin и австрийская Roco «отъели» значительную часть рынка. Сегодня PIKO производит весь основной спектр продукции, связанный с макетами железных дорог в нескольких масштабах. Но приоритет, конечно, за самым популярным – H0.
Немецкая железная дорога – детская мечта по "недетской" цене. Достаточно сказать, что средняя стоимость стартового комплекта PIKO в советские времена начиналась от 10 руб. (круг, питание на батарейках, локомотив и пара вагонов). Если подвижной состав у нас еще можно было купить дополнительно, то полотно и стрелки H0 были в дефиците. Сейчас, как говорится, всего навалом, но игрушка дешевле со временем не стала. Достаточно сказать, что самый простенький локомотив стоит порядка 80 долл. А стоимость высокодетализированных паровозов может доходить до 50 тыс. руб.
XXI век принес в «домашние депо» цифровые технологии. Суперхит – станция управления движением, рассчитанная на одновременную работу с тысячами элементов (локомотивы, стрелки, семафоры). Этот блок можно также подключить к компьютеру. Стоимость такой станции – около 1000 долл. Для дорог поскромнее сейчас делают беспроводные пульты управления.
Развивать свою домашнюю железнодорожную сеть можно бесконечно: были бы деньги и место, где собрать все это хозяйство. Моя (весьма скромная) дорога занимает 20 квадратных метров, а в персональном депо – четыре локомотива и около двух десятков вагонов, как грузовых, так и пассажирских. Сборка всего этого хозяйства может занимать от двух до пяти часов. Кстати, планирование и строительство – особый кайф…
Мои локомотивы и вагоны не стоят на полках, в них есть кому поиграть. А игрушка живет ровно до тех пор, пока в нее играют!