Скульптура Джорджа Сегала – однополая любовь, увековеченная в бронзе.
В далеком 1982 году известный американский скульптор Джордж Сегал (глубоко женатый мужчина) начал работу над скульптурой, посвященной движению за права гомосексуалистов в Америке. С трудом преодолев протесты влaстей, скульптуру поместили в крохотном городском парке Нью-Йорка напротив голубого клуба, некогда жестоко разгромленного полицией. Эта работа, отлитая из бронзы, но покрашенная белой краской, изображает две пары – двое мужчин и две женщины чуть меньше натуральной величины и одетые по моде 80-х годов. Один из мужчин, слегка касается плеча своего друга, одна из женщин дотронулась до колена подруги. Ничего монументального, ничего пафосного. Жесты скорее нерешительны, фигуры мелковаты, а белая краска лишает скульптуру ощущения какой бы то ни было прочности. Это вечное размышление о мимолетности жизни, а то, что герои скульптурной группы геи и лесбиянки, для Сегала не имеет значения – все они люди как люди.
Так что искусство Нью-Йорка оказалось впереди законодательства, которое подтянулось к уже созревшему мироощущению только в минувшее воскресенье. 24 июля в Городе большого яблока вступил в силу новый закон о браках (власти города пошли навстречу молодоженам, ведь официально по всему штату закон заработал на день позже – 25 июля). Отныне и во веки веков в штате Нью-Йорк брак могут регистрировать не только пары традиционной ориентации, но и гомосексуальные партнеры. В официальных формах больше не будет графы «муж» и графы «жена», а будут «супруг или супруга 1» и «супруг или супруга 2» – двуполое и однополое полное равенство всех и вся. Первой гомосексуальной парой, зарегистрировавшей свой брак в Нью-Йорке, были две, одетые, как близняшки (обе в светлых брюках и синих рубашках), старушки – божьи одуванчики, одна из которых была в кресле-каталке. Долго же они ждали своего часа!
Первая счастливая пара, оформившая свой брак в Нью-Йорке. |
В воскресное утро Нью-Йорк, его деловая часть, тих. Город утомлен недельной жарой, и только еще не убранный мусор шуршит на тротуаре. Но вот посреди воскресного спокойствия в самом центре делового Манхэттена собралась огромная, нарядная толпа с цветами и флажками. Вокруг здания городского совета образовалась длиннющая аморфная и решительно незлобивая очередь людей, собирающихся воспользоваться новым законом. Толпа счастливцев, которые выиграли по лотерее право зарегистрировать брак в первый день нового закона. Именно такое решение – интернет-лотерею – придумал мэр города Майкл Блумберг. Ведь всего на этот жаркий выходной день было подано более 2,5 тыс. заявок как от традиционных, так и от однополых пар. Так много зарегистрировать за день Нью-Йорк просто не смог бы. Поэтому среди всех пар вне зависимости от ориентации были разыграны 764 брачные лицензии. Это рекордное число бракосочетаний, когда-либо проходивших в один день в Нью-Йорке.
Все собравшиеся люди – и молодые, и старые – охотно вступали в беседу: всем хотелось поделиться своими историями, как правило, очень романтичными и трогательными. Так, например, один невысокий брюнет с брюшком сделал предложение своему партнеру прошлым летом на самом старом мосту Парижа. Другая женщина лет 35 развесила плакаты с предложением брака по всем улицам, ведущим к дому подруги.
Во всем этом разливе личного счастья совершенно неожиданно, но с удивительным постоянством всплывала тема патриотизма: гордость за свой город, штат, страну. «Я всегда хотел доверять своему правительству, а не бороться с ним, – рассказал мне один скромного вида молодой человек. – И вот теперь моя мечта осуществилась». «Меня поддерживали друзья и семья, а теперь меня поддерживает и государство. Правительство ведет себя так, как мои родные, и это делает меня совершенно счастливым», – согласился с ним другой молодой жених в ярко-синем пиджаке и черной бабочке. Многие не хотели заключать брак в других штатах или в Канаде, где гомосексуальные браки легализированы с 2005 года. «Мы хотели пожениться в стране и в штате, где мы живем. Для нас это очень важно», – подтвердили две женщины Карен и Сузан. «Мы хотели поехать в другой штат, но что бы это сказало про наш собственный штат Нью-Йорк!» – сказала другая пара нарядных невест.
Вялые демонстрации протеста против нового закона. Фото автора |
Слушая новоявленных патриотов, становилось ясно, что не может человек построить свой маленький частный мир вне крепостных стен общественной морали. Он будет гол и не защищен не только от агрессии чужих, но и от собственных сомнений и терзаний. Американский литературовед Симон Карлинский считал, что жертвой именно таких терзаний, невыносимых и разрушительных, стал величайший русский писатель Николай Гоголь. Гоголь, по-видимому, был влюблен в молодого человека знатной семьи по имени Иосиф Виельгорский, который был болен туберкулезом и вскоре умер. Это, вероятно, о нем и о своих переживаниях любви и горя Гоголь написал в отрывке «Ночи на вилле». Страстные, болезненно интимные записи о любви мужчины к мужчине, и вряд ли найдется в наши дни читатель, который бы не знал, как эти чувства называются. «Он сидел один, томление скуки выражалось на лице его. Он меня увидел. Слегка махнул рукой. «Спаситель ты мой!» – сказал он мне. Они еще доныне раздаются в ушах моих, эти слова. – «Ангел ты мой! Ты скучал?» «О, как скучал!» – отвечал он мне. Я поцеловал его в плечо. Он мне подставил свою щеку. Мы поцеловались. Он все еще жал мою руку».
Бедный Гоголь! Автор гениальной прозы, писавший, по словам современников, стоя за конторкой в женском платье и чулках, и уморивший себя голодом. Гоголь был не только политическим консерватором, но и православным, и, надо думать, что его любовь виделась ему как преступление не только перед людьми, но и Богом. Однако в вопросе об однополых браках Бог, как выяснилось, не занял однозначную позицию и, как это часто бывает, оказался по обе стороны баррикад. Решительно все противники однополых браков, с которыми мне удалось поговорить в Нью-Йорке накануне нового закона, ссылались на Божью волю в отношениях между женщинами и мужчинами (Адам и Ева выступали в качестве главных свидетелей). Но и сторонники однополых браков тоже апеллировали к Богу, защищая свою позицию. На их стороне выступали библейские Руфь и Наоми – две женщины, беззаветно любившие друг друга и не желавшие разлучиться даже после смерти. Но главный их аргумент был скорее поэтический, чем текстуальный: Бог – это любовь, а если так, то может ли он быть против любящих сердец?
Так или иначе, но ожидаемыe демонстрации протеста против нового закона о браках перед городским советом были малочисленны. Несколько христианских фундаменталистов из Канзаса выкрикивали проклятья в адрес новобрачных да одинокий хасидский еврей в черной традиционной шляпе и черном сюртуке держал в руках плакат со словами: «Плохая идея».
И пока все новые и новые пары выходили из горсовета, победно, как флагами, размахивая сертификатами о браке, и город, и штат продолжали жить своей жизнью. Перестав замечать новизну закона о браке, как забыли замечать скульптуру Сегала, наделавшую когда-то столько хлопот ее автору.
Нью-Йорк