Процессии Страстной недели начинаются, естественно, Входом Господним в Иерусалим.
Если за неделю перед католической Пасхой отправиться в путешествие по испанским провинциям, таким как Галисия, Кастилия и Леон или Андалусия, словно попадаешь в Средневековье. По улицам городов проходят религиозные процессии, играет духовая музыка, а люди одеты в необычные одежды. В Испании так празднуют Семана Санта, или Святую неделю перед Пасхой.
В это время в королевство съезжаются десятки тысяч туристов со всего мира. Я тоже решил отправиться в провинцию Кастилия и Леон, в город Саламанку, что находится в двух часах езды от Мадрида. Прибыл я туда в воскресенье, называемое Пальмовым, а на Руси – Вербным. В этот день начинаются религиозные процессии. Я как раз успел к началу первой из них – в честь Входа Господня в Иерусалим.
На улицах Саламанки не протолкнуться. Кажется, что не только население города оставило свои дома, но и вся Европа съехалась сюда в этот день. Толпа вот уже несколько часов томится в ожидании официального начала Страстной недели. И вот на узкой улочке древнего города показывается процессия. Впереди идут дети с пальмовыми ветвями в руках, подобно тому, как встречали жители Иерусалима Иисуса Христа. Дети одеты в так называемые «назарено» – длинные облачения и конусообразные головные уборы с прорезями для глаз. За детьми показываются и взрослые, в руках у них кресты и хоругви. В середине процессии марширует духовой оркестр, исполняющий средневековую музыку.
Горожане выстраиваются в очередь, чтобы повторить путь Христа на Голгофу. |
Процессия продолжается несколько часов и заканчивается на центральной площади Саламанки – Пласа Майор. Поздно вечером люди расходятся по домам, чтобы на следующий день собраться вновь. Так продолжается каждый день. Иногда в разных частях города проходят одновременно два-три разных шествия.
Каждому дню соответствует свой цвет одежды. Если в Пальмовое воскресенье это белый цвет, то в понедельник участники религиозного шествия уже одеты в черные «назарено», а во вторник – в зеленые. В Саламанке есть специальный Комитет Семана Санта, в котором в течение всего года прорабатывается каждая мельчайшая деталь крестных ходов: от количества участников до музыкального репертуара, исполняемого оркестрами. Там же ведется и запись для всех желающих принять участие в шествиях. Я с удивлением узнал, что не так-то легко стать назаренос (так называются люди, участвующие в процессиях). Люди записываются задолго до Семаны Санты и ждут своей очереди по нескольку лет. Принять участие в процессии может только житель Саламанки.
Испанцы переживают евангельский рассказ о распятии во всей его достоверности. |
Все последующие дни я наблюдал, как одна за другой процессии проходят по улицам города. Все они совершенно различные, каждая имеет свои особенности. В четверг, например, совершается торжественная месса на улице около женского кармелитского монастыря, где на больших крестах повешены фигуры Христа и двух разбойников. В конце богослужения архиепископ снимает фигуру Иисуса и кладет ее в гробницу, которую проносят по улицам города в четверг вечером и в следующие два дня. А шествие пятничной ночи – одно из самых захватывающих. Под звуки траурной духовой музыки назаренос в черных облачениях выходят из огромного кафедрального собора и медленно обходят весь город. В руках у них не только кресты и хоругви, но и зажженные огромные свечи, факела, дымящиеся кадила. Иногда музыка прекращается, и процессия идет безмолвно – черные фигуры в черной ночи. И так до самого рассвета...
Традиции религиозных шествий уже более 500 лет. Предки современных испанцев тоже выходили на улицы города и совершали многочасовые крестные ходы. Именно тогда и была введена в употребление одежда «назарено» (кстати, известная антикатолическая и расистская американская организация Ку-клукс-клан использовала в качестве прототипа своих балахонов именно этот испанский наряд). Люди принимали участие в шествиях в знак своего покаяния за грехи, а «назарено» скрывали участников процессий от любопытствующих взглядов горожан. Тогда люди выходили для участия в крестном ходе босиком, многие приковывали к запястьям тяжелые цепи, символизирующие оковы греха. Да и сейчас среди современных испанцев, шествующих по улицам Саламанки, можно увидеть босых людей с цепями.
И дети, и взрослые одеты в традиционные «назарено». Фото автора |
В Страстную субботу в Саламанке тихо, город словно вымер. В этот день почти никто не выходит на улицу, все магазины и увеселительные заведения не работают. Не только Саламанка, но и вся страна замерла, словно соучаствуя в погребении Христа. И лишь вечером на центральной площади появляется последняя скорбная процессия Великой субботы.
А на сам воскресный день происходит торжественное пасхальное шествие. Из разных частей города к Пласа Майор, словно ручейки, стекаются процессии. Здесь задействованы все участники шествий последней недели. В черном и белом, синем и красном, зеленом и фиолетовом – назаренос с алыми гвоздиками в руках под звуки торжественных маршей идут по улицам Саламанки. А когда они собираются на площади, архиепископ совершает пасхальное богослужение.
Затем следует праздничное представление. Испанские танцы, песни, музыка – все это не стихает до глубокой ночи. Хотя следующая неделя рабочая, испанцы будут ходить друг к другу в гости, выезжать с семьями на пикники, навещать родственников. И такая праздничная атмосфера еще долго не исчезает с улиц Саламанки и других городов Испании.